Перекрой рынка

Cудя по всему, уход "Трансаэро" можно считать свершившимся фактом, хотя этому предшествовали бурные события. Исходный план решения ситуации с "Трансаэро", нигде, впрочем, не озвученный, заключался в том, что группа "Аэрофлот" взамен на обеспечение стабильности на рынке и перевозку пассажиров "Трансаэро" (а также возврат билетов) получит все самое ценное, что остается в компании, — часть маршрутной сети, часть трудового коллектива и часть самолетов.
Однако в октябре совладелец группы компаний S7 Владислав Филев попытался изменить ход событий. Он собрался выкупить не менее 51% акций "Трансаэро", объединить проблемного перевозчика с авиакомпаниями группы S7 Airlines и капитализировать кредиторскую задолженность "Трансаэро" в форме 49% акций новой объединенной авиакомпании. Реализация этой идеи могла бы перевести рынок в состояние реальной дуополии, в которой на долю группы "Аэрофлот" пришлось бы, допустим, 45–50% рынка, группы S7 — 25–30%, а остальное поделили бы оставшиеся перевозчики. Но инициатива Филева была быстро нейтрализована — буквально на следующий день после объявления российские авиационные власти сообщили об аннулировании свидетельства эксплуатанта "Трансаэро" и передали группе "Аэрофлот" назначения на наиболее привлекательные международные направления "Трансаэро".
Даже в такой ситуации борьба могла бы продолжаться, однако Владислав Филев объявил о выходе из сделки, поскольку акционеры "Трансаэро" не смогли собрать требуемый пакет акций, не имеющих обременений. Можно сказать, что повторилась сентябрьская ситуация с офертой "Аэрофлота" на приобретение 75% акций. При этом в обоих случаях акционеры "Трансаэро" опровергали эти сообщения, утверждая, что необходимый пакет акций у них либо собран, либо почти собран.
Так или иначе, события двинулись по наиболее ожидаемому и описанному нами ранее пути монополизации рынка и формирования псевдодуополии. "Аэрофлот", похоже, перешел к реализации планов объединения дочерних авиакомпаний "Россия", "Донавиа" и OrenАir и интеграции с остатками "Трансаэро". Основой объединения становится "Россия", которая уже получила вместо "Трансаэро" назначения на полеты в Париж, Мадрид и Прагу. По неофициальной информации, в аэропорту Внуково формируется московское отделение авиакомпании, которое с 15 декабря начнет полеты по России, в Европу, а также по ряду дальнемагистральных направлений, в частности в США, Таиланд, Вьетнам и на Мальдивы. Мы предполагали, что новая компания будет базироваться в Домодедово, поскольку именно там остались основные конкуренты "Аэрофлота", но Внуково — тоже хороший вариант, особенно если все-таки будет реализована идея с переходом низкотарифной авиакомпании "Победа" (также входит в группу "Аэрофлот") в новый аэропорт — Раменское. Тогда все авиакомпании группы "Аэрофлот" будут географически разделены в рамках московского авиаузла, что позволит сократить внутреннюю конкуренцию между ними и ориентировать их на разные сегменты спроса.
Пока трудно прогнозировать, насколько далеко зайдет процесс консолидации рынка вокруг группы "Аэрофлот". С точки зрения долгосрочной стратегии едва ли "Аэрофлот" заинтересован контролировать более чем 50% рынка, которые дают ему все бонусы фактического национального перевозчика, избавляя при этом от необходимости в одиночку нести бремя социальной ответственности и не вызывая конфликтов с антимонопольными органами. Однако краткосрочные тактические интересы могут оказаться сильнее, к тому же нельзя исключать, что в случае банкротства других авиаперевозчиков государству снова придется прибегать к помощи "Аэрофлота" как гаранта авиаперевозок, то есть повторять ситуацию с "Трансаэро", хотя и в меньших масштабах.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.