Сколько авиакомпаний в Германии?

German airlines
German airlines

Если довериться мнению аналитика банка "ВТБ Капитал" Георгия Тараканова, опубликованному в журнале "Итоги", то всего одна. Для тех, кто не верит, вот буквальная цитата.

"Скорее всего, мы идем к немецкому варианту построения авиационной отрасли, — считает аналитик "ВТБ Капитал" Георгий Тараканов. — Там есть одна компания — Lufthansa. Остальные фирмы так или иначе с ней связаны. В России же больше 160 авиакомпаний, которые, вместе взятые, перевозят меньше, чем одна немецкая. Безусловно, нужна консолидация, особенно перед вступлением в ВТО. Противостоять гигантам мелкие авиакомпании не смогут".

Что ж, можно посочувствовать банку, если он доверяет аналитической информации подобного качества. И напомнить, что компания Air Berlin, которая ни так, ни иначе не связана с Lufthansa (более того, осмелюсь утверждать, что никогда с ней связана не будет), перевезла по итогам 2009 г. 28 млн пасс. (с учетом партнеров — 33 млн), тогда как Lufthansa — 83 млн пасс. Так что Air Berlin нормально противостоит гиганту, хотя, разумеется, мелкой эту компанию не назовешь.

Впрочем, даже один ленивый взгляд в ненадежную "Википедию", непозволительный, наверное, для аналитика, позволяет узнать, что в Германии имеется 35 авиаперевозчиков с двухсимвольным кодом IATA, а еще к ним можно добавить 26 перевозчиков, имеющих только трехсимвольный код ICAO. Вычтем отсюда Lufthansa с ее дочерними компаниями (родных немецких немного: Germanwings, Lufthansa CityLine и Lufthansa Cargo), вычтем еще несколько грузовых перевозчиков, операторов деловой авиации, вычтем разорившихся и поглощенных, вычтем даже замечательную компанию Hahn Air, которая в некотором смысле (точнее, в силу своей своеобразной бизнес-модели) вообще перевозчиком не является. Все равно останется много мелких компаний, которые успешно противостоят гигантам. Некоторые из них, очевидно, сотрудничают с Lufthansa, но утверждать, что они "так или иначе с ней связаны", — то же самое, что сказать, будто в России есть только одна авиакомпания  "Аэрофлот", а все остальные так или иначе с ним связаны. И тогда непонятно, о какой консолидации говорить?

Разумеется, о консолидации говорить можно, но совершенно в другом контексте. На сегодняшний день, пожалуй, это самая разрушительная идея, действующая в российской гражданской авиации. Нет, я ничего не имею против реальных процессов консолидации, которые действительно происходят в меру своей экономической целесообразности. Я о явлении, выраженном словами Георгия Тараканова: "Скорее всего, мы идем к немецкому варианту построения авиационной отрасли". Непонятно, кто такие "мы", и почему мы туда "идем".

И в этом смысле вся статья в журнале "Итоги" производит крайне удручающее впечатление. Наверное, не очень корректно критиковать коллег по цеху, но в данном случае автор продемонстрировал просто изумительную неосведомленность и непонимание процессов, идущих в российской гражданской авиации. Не будем разбирать весь текст дословно, хотя ошибки, неточности и передергивания содержатся почти в каждой фразе (если будет угодно, этому можно посвятить отдельное упражнение). Неприемлем главный вывод статьи — о целесообразности неизбежной, как там сказано, консолидации.

Любая консолидация — это сокращение конкуренции. Иногда оно экономически оправдано и даже идет на пользу потребителю. Но мы видим другие процессы. Идет передел рынка с привлечением неисчерпаемого административного ресурса и под предлогом борьбы с чартерными "однодневками" (вот напечатали бы их список, да нет его и быть не может, поскольку схема, описанная в "Итогах" со слов безымянных "экспертов", представляет собой даже не фантастику). Имеет место попытка вытеснения небольших авиаперевозчиков, которые в туристический сезон зарабатывают на чартерах, а в остальное время обеспечивают транспортную доступность для большинства нестоличного населения, выполняя рейсы, которые для любого крупного сетевого перевозчика окажутся нерентабельными. У этих маленьких авиакомпаний есть своя рыночная ниша, и не стоит списывать их со счетов под предлогом модного слова "консолидация". Если бы такая консолидация была экономически оправдана, в Германии действительно осталась бы только одна авиакомпания. И не факт, что Lufthansa.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Добрый день, Алексей!

Честно говоря, очень удивился, когда увидел вашу статью, посвященную
критике моей "цитаты" в Итогах:-) - но раз этот вопрос удостоился
такого внимания, то решил внести ясность и убрать "испорченный телефон".

Я знаю, что в Германии не одна авиакомпания, умею и люблю пользоваться
Википедией:-)) Так что полностью разделяю вашу критику в адрес тех,
кто считает, что кроме Люфтганзы в Германии других перевозчиков нет и
не может этого проверить в надежных источниках. Более того, сама
цитата о "германском варианте" развития отечественной авиотрасли для
меня звучит мягко сказать странно - я о таком варианте до статьи в
Итогах не слышал:-) Так что, вы не совсем правы, обвиняя меня в этих
грехах:-)) Зато я полностью с вами согласен в вопросе о
непрофессионализме журналиста, написавшего статью. Мало того,
что он совершенно не разбирается в теме (это, к сожалению, бывает), но
он еще и не соблюдает такой важный, на мой взгляд, принцип
журналистской деятельности, как сверка цитат. Как вы уже
догадываетесь, приписываемой мне странной цитаты я до появления в
печати, увы не увидел, несмотря на договоренность. Так что спасибо, что обратили внимание на статью - больше мы с этим журналистом общаться не будем.

Жаль только, что фантазия дилетанта, исказившая два тезиса:
1) о неизбежности консолидации - 160 перевозчиков это все-таки много
для нашего рынка, но об одно-двух-двадцати авиакомпаниях никто не
говорит 2)о том, что объем перевозок Люфтганзы почти в два раза
больше, чем суммарные перевозки всех российских авиакомпаний (это
факт:-)) привела к тому, что вы потратили свое время на написание
ответа на мою "безграмотную цитату", которой на самом деле не было. Я
всегда открыт для критики и общения, так что если еще где-то увидите
какую-нибудь нелепицу, приписываемую мне и захотите ответить, то
пожалуйста, напишите, чтобы удостовериться я ли это сказал - будем разбираться с непрофессиональными журналистами вместе.

Не знаю, будете ли вы что-то делать со своей статьей после прочтения
этого моего ответа, так как она по сути правильная и важная, и, что
очень важно - неравнодушная, в отличие от большинства публикаций в
обычной прессе (про 3 авиакомпании в Европе, к сожалению, слышим
часто:-(), но вот только приведенная цитата, увы не принадлежит мне и,
следовательно, и ваша статья в части, характеризующей мои высказывания
и квалификацию не верна. Поступайте по совести. Как вариант, можно
убрать упоминание имени, фамилии и названия банка на "мнение одного из
банковских аналитиков" или что-то в этом роде. А вот имя журналиста из
Итогов я бы добавил - страна должна знать своих героев!

С уважением,
Георгий Тараканов

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Да, действительно, получилось еще хуже, чем я ожидал — я-то полагал, что хотя бы цитаты "Итоги" сверяют, то есть не ожидал такого уровня безответственности с их стороны.
Извините, что зря на Вас наехал!

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.