Сокращение неэксплуатационных расходов

По нынешним временам авиакомпании во всем мире стремятся по возможности сокращать издержки. Немалую долю неэксплуатационных расходов составляют затраты на прохождение различных проверок, подтверждающих состояние летной годности воздушных судов и способность авиакомпании безопасно их эксплуатировать. Особенно в России. Ни в коей мере не отрицая необходимости подобных мероприятий, можно согласиться с мнением ведущих российских перевозчиков о том, что систему проверок и контроля можно было бы организовать более рационально, без излишнего дублирования и прочих неэксплуатационных расходов.
А в это время за рубежом получает все большее распространение и фактически выходит на уровень международного стандарта принципиально иной подход, предложенный Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA). И можно с удовлетворением отметить, что отечественные авиакомпании не только тратят свое время и силы в борьбе с чисто российскими неэксплуатационными расходами, но и стараются развиваться в соответствии с общемировыми тенденциями.
В начале мая "Аэрофлот" первым среди российских авиаперевозчиков был внесен в реестр авиакомпаний, сертифицированных по нормам аудита эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit, см. АТО # 54, с. 62). Особых торжеств по этому поводу не было — старший вице-президент IATA Гюнтер Матчнигг, прилетев на несколько часов в Шереметьево для вручения сертификата гендиректору "Аэрофлота" Валерию Окулову, отметил, что каждый успешный аудит — это большая победа в борьбе за обеспечение безопасности полетов. В свою очередь Валерий Окулов поблагодарил всех сотрудников авиакомпании, два года участвовавших в невидимом миру процессе создания новых и переработки уже существующих документов и технологий, а где-то и изменения менталитета персонала и программ его обучения.
В этом, собственно, и заключается принципиальная особенность аудита IOSA. Проверка охватывает все основные эксплуатационные области деятельности авиакомпании, при этом достигается формализация процедур и вопросов, связанных с организацией производства и обеспечением безопасности полетов. Если у работника нет четко прописанных должностных обязанностей, с него нечего и спросить. Если его функции строго определены — тогда можно контролировать, как они реализуются на практике. В результате понятие ответственности на каждом участке работы наполняется совершенно конкретным содержанием, а это ведет к повышению уровня и качества работы, начинается самоорганизация сотрудников и меняется облик компании в целом.
Пример "Аэрофлота" важен для отрасли в целом. Совет управляющих IATA сделал аудит IOSA обязательным для всех пассажирских авиакомпаний-членов IATA. До конца 2006 г. необходимо подписать контракт с одной из семи авторизованных аудиторских организаций (кстати, конкуренция между ними также способствует снижению расходов авиакомпаний), в 2007 г. пройти аудит и до конца 2008 г. исправить замечания. В России таких авиакомпаний семь: "Аэрофлот", "Владивосток Авиа", "Пулково", "Самара", "Сибирь" и "Трансаэро" (а также "Волга-Днепр", но программа IOSA пока затрагивает только пассажирские перевозки). Кроме того, компании UTair и "ВИМ-авиа" подали заявки на вступление в IATA, и для них прохождение аудита IOSA является обязательным условием. Для российских авиакомпаний прохождение аудита осложняется также наличием в парке ВС советского производства, дооборудование которых под современные требования экономически нецелесообразно. По словам представителей IATA, в ходе работы с "Аэрофлотом" ряд требований аудита подвергся некоторой адаптации, к тому же "Аэрофлот" вывел "за периметр" IOSA самолеты Ту-134 и Ил-86.
В общем, российские авиакомпании готовятся преодолевать трудности прохождения IOSA. Даже перевозчикам, которые по тем или иным причинам не стремятся в IATA, было бы полезно пройти аудит IOSA для повышения уровня безопасности полетов и наведения порядка в своей работе. К тому же аудит IOSA экономически выгоден — он позволит избавиться от затрат на взаимную проверку авиакомпаний при заключении коммерческих соглашений, а также сократить страховые выплаты и ряд других расходов.
После того как российские перевозчики-члены IATA пройдут аудит, останется всего несколько авиакомпаний из первых 15, на которые приходятся основные объемы пассажирских перевозок в России.
И тогда, вероятно, появится возможность говорить если не о гармонизации российских требований с международными и принятии аудита IOSA в качестве национального стандарта (как, кстати, уже поступили некоторые страны), то хотя бы о признании его результатов российскими авиационными властями при выдаче и продлении свидетельств эксплуатанта и других проверках, которым подвергаются компании. Или как минимум о сокращении частоты таких проверок. Но для этого российским авиационным властям нужно изучить, что такое аудит IOSA, убедиться, что его требования более строгие и охватывают более широкую сферу деятельности перевозчика по сравнению с принятыми в России, и согласиться с тем, что авиакомпании должны сокращать свои неэксплуатационные расходы.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.