Стагнационный прогноз
В августе, традиционно пиковом месяце воздушных перевозок, количество пассажиров сократилось по сравнению с прошлым годом более чем на 10% — с 11,5 млн до 10,3 млн чел. Сильнее всего снизились, естественно, перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ — почти на 27%. Впрочем, между Россией и странами СНГ они показали результат ненамного лучше — снижение на 18,4%. Суммарно авиакомпании недосчитались на международных рейсах почти 1,3 млн пасс., общее падение составило 25,6%, до 3,7 млн пасс.
На этом фоне рост внутренних перевозок на 1,5% едва ли выглядит воодушевляюще — добавилось всего 100 тыс. пасс., перевезено 6,6 млн чел. Можно предположить, что вообще никакого реального роста не было, а мы наблюдаем особенности национального учета пассажиров: раньше пассажир прямого рейса "региональный центр — заграница" засчитывался как международный, а сейчас, если такой рейс отменили, а этот пассажир все-таки полетел через Москву, он будет засчитан дважды: как пассажир внутренней перевозки "регион — Москва" и пассажир международной перевозки "Москва — заграница".
И только местные перевозки показали впечатляющие 8% роста — добавилось 15 тыс. пасс., перевезено 215 тыс. чел., программа субсидирования региональных линий действует.
За год произошло заметное перераспределение рынка. Список крупнейших российских авиакомпаний покинули четыре перевозчика, причем два — из первой десятки: "Трансаэро" (2-е место), которая прекратила полеты, и "Оренбургские авиалинии" (7-е место), которые в рамках реструктуризации группы "Аэрофлот" были вместе с "Донавиа" (15-е место) присоединены к авиакомпании "Россия". Кроме того, прекратила полеты "Когалымавиа" (20-е место). В августе 2015 г. эти четыре компании обеспечивали перевозку 22% пассажиров. Сейчас эти пассажиры — сократившись в числе — перераспределились по оставшимся перевозчикам, в результате 33 авиакомпании, оставшиеся в нашем списке, показали суммарный рост на 15,2%; они обеспечили в августе 2016 г. 99% общего объема перевозок, а в пассажирообороте их доля и вовсе составила почти 100%. Так что налицо дальнейшая концентрация рынка, причем доля крупнейших компаний растет быстрее.
В октябре Минэкономразвития представило три варианта прогноза социально-экономического развития до 2035 г. Согласно оптимистичному, средний темп роста экономики составит 2,0%, согласно консервативному — 1,8%. Есть еще целевой прогноз, предполагающий выход на 4% в год при условии перехода экономики на инвестиционную модель роста. Исходя из этих прогнозов можно с грустью заключить, что российскую экономику ожидает длительный период стагнации, так что и на рост авиаперевозок рассчитывать не приходится. При этом, по всей вероятности, расходы авиакомпаний будут расти опережающими темпами — уже сейчас видно, что поставщики стараются поднимать стоимость своих услуг и товаров для авиаперевозчиков.
В сложившейся ситуации стратегии развития авиакомпаний постепенно превращаются в стратегии выживания. Авиакомпаниям необходимо пересмотреть свои бизнес-модели и адаптировать их для работы в условиях стагнирующего рынка. Вполне можно ожидать, что будет происходить его дальнейшая концентрация.
Чтобы внимательнее следить за развитием событий, мы решили проводить регулярную статистическую обработку и анализ данных по воздушным перевозкам. Эти результаты доступны подписчикам наших электронных бюллетеней — можно подписаться на рассылку ATO.ru и поставить в своем профиле подписчика галочку для получения статистической информации.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.