Техническая сторона катастрофы Ту-204

Техническая сторона катастрофы Ту-204
Сергей Мартиросян :: aviator.ru

Информация, опубликованная 24 января на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК), позволяет сделать некоторые выводы о технических причинах катастрофы самолета Ту-204 (RA-64047) авиакомпании Red Wings, случившейся 29 декабря 2012 г. в аэропорту Внуково.


Прежде чем процитировать сообщение МАК полностью, предварим его некоторыми пояснениями.


Самолет выкатился за пределы концевой полосы безопасности ВПП и разрушился из-за того, что после приземления у него не сработали реверс двигателей и тормоза. В полете эти системы деактивированы, включить их можно только после того, как автоматика самолета получила информацию о приземлении. Это происходит в результате обжатия стоек шасси — коснувшись ВПП, самолет своим весом давит на стойки шасси, амортизаторы сжимаются и концевой выключатель передает в систему управления сигнал о приземлении. По словам специалистов, у Ту-204 автоматический выпуск воздушных тормозов и интерцепторов, а также перекладка створок реверсивных устройств двигателей и подача давления в тормоза колес происходит только после обжатия обеих основных опор шасси — этот факт чрезвычайно важен для понимания ситуации. В процессе посадки, как следует из сообщения МАК, обжатия обеих опор, к сожалению, не произошло. Включение реверса вело только к ускорению самолета, поскольку тяга двигателей возрастала, а створки реверсивных устройств, которые должны отклонять поток газов из двигателя вперед по ходу движения самолета, оставались в убранном положении. При увеличении скорости самолета росла и подъемная сила крыла, из-за чего давление на стойки только снижалось. В результате самолет на большой скорости выкатился за пределы аэропорта, причем уже после выкатывания после обжатия обеих стоек произошла активация тормозов и системы реверса, но было поздно.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Нурлан Гайнеденов

Пусть земля погибшим будет пухом. Соболезную родным, близким, знакомым. Я, "немного" разбираюсь в авиатехнике (закончил- КИИГА), позвольте прокоментировать результаты расшифровки МСРП. Цитата из статьи- "Все ли экипаж делал правильно, оставались ли у них какие-то шансы?" Считаю что никаких шансов то и не было. Штатные системы торможения в данном случае попросту "отключены". Задумайтесь только, при пробеге "отключены" тормозные плоскости, "отключено" торможение колёсами шасси (да оно и не эффективно на больших скоростях), ещё и реверс "номиналит" (почти взлётный режим выдаёт). Более того, уверен, что в РЛЭ Ту-204 данный "отказ" не рассмотрен. Или это не отказ, просто техническая недоработка?! Уважаемая техническая комиссия, прошу Вас, не надо даже и "заикаться" о вине экипажа. Извините за грубость.

В тексте не выделена ключевая, на мой взгляд, фраза: "Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил".
Один поворот рукоятки "Интерцепторы" (как предписывает п.4.7.1.2(4) РЛЭ) - и на такой скорости машину придавило бы к полосе. Далее амортстойки обжимаются, концевики срабатывают, реверс и колесные тормоза работают штатно.

Аватар пользователя Алексей Синицкий

Анализ действий экипажа и, тем более, оценка этих действий выходят за пределы моей компетенции. Поэтому мы сейчас смотрим только на техническую составляющую. Появится официальное заключение МАК, появятся комментарии специалистов — рассмотрим и их. А пока я выделил из действий экипажа единственный момент, для всех, мне кажется, очевидный — отсечку подачи топлива в двигатели, которая, как мне кажется, позволила избежать пожара и еще большего количества жертв. 

Аватар пользователя Нурлан Гайнеденов

Сперва (после касания и срабатывания конц.выкл.)- контроль автоматического выпуска интерцепторов и возд.торм.(КВС+ 2П+ БИ). Потом (и только в случае выпуска интерцепторов и возд.торм.)- РУР до упора. И, привильно рассуждаете представитель APZ. Аналитикам составившим РЛЭ, необходимо ещё несколько сот раз прочитать (и смоделировать при этом все варианты развития всевозможных ситуаций) и доработать РЛЭ. Доводы- экипаж ждёт реверса, а "получает"- номинал.

Изм. №33 (временное) к РЛЭ Ту-204 подписано Кабатовым 30.12.2012.

"Включение реверса вело только к ускорению самолета…", Правильно: "…увеличение режима работы двигателей с деактивированным реверсом вело к ускорению самолета, увеличению подъемной силы и уменьшению обжатия стоек шасси..."

Аватар пользователя Plinker

Технику надо доработать. В частности, изменить алгоритм разблокировки реверса и колесных тормозов. Хотя и экипаж тоже постарался, конечно.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.