Весенне-летнее обострение

Aвиаперевозчики снова обеспокоены резким ростом цен на авиатопливо. С 1 мая в московском авиаузле авиакеросин подорожал на 3 тыс. руб. за тонну, что составляет около 12%. Теперь керосин в Москве стоит свыше 26 тыс. руб./т, что совсем немного не дотягивает до европейского уровня 1200-1250 долл./т. С учетом услуг по заправке тонна керосина "в крыло" стоит более 32 тыс. руб.
Невольно напрашивается вопрос: добывает ли Россия нефть самостоятельно или импортирует из-за рубежа? Тема роста цен на топливо бурно обсуждалась на четвертой ежегодной конференции "Ифраструктура гражданской авиации", проведенной журналом "Авиатранспортное обозрение" в конце апреля.
Выводы, к которым пришли участники обсуждения, трудно назвать утешительными. Ситуация с топливом порождается не гражданской авиацией и даже не нефтяной отраслью — это проблема всей российской экономики.
В I квартале текущего года впервые за последние восемь лет объем добычи нефти в России сократился — пока только на ничтожные 0,2%, однако специалисты предсказывают, что объемы добычи будут падать все более серьезными темпами. Виной тому пятилетний цикл, связывающий работы по разведке запасов и обустройству месторождений с объемами добычи. И если в 2002-2003 гг. нефтяная отрасль не восполнила столько же запасов, сколько добыла, почувствовалось это именно сейчас. Впрочем, другая тенденция I квартала выглядит, на первый взгляд, обнадеживающе. Объем переработки нефти внутри страны возрос в среднем на 6% (по разным продуктам темпы немного отличаются). В рамках классических экономических представлений увеличение предложения продукта должно неминуемо вести к сокращению спроса и снижению цены. Однако можно с уверенностью утверждать, что рост цен на нефтепродукты будет продолжаться.
Налогообложение нефтяной отрасли устроено так, что при цене нефти на мировом рынке 110 долл. за баррель нефтяная компания получает 28-30 долл. — остальное идет в стабилизационный фонд. Эта вынужденная мера, реализованная в 2004 г. для борьбы с инфляцией, призвана оградить российскую экономику от притока валюты, переварить который она не способна. Однако, как мы постоянно убеждаемся, никакой простой мерой сложную проблему не решить. И сейчас у нефтяных компаний ситуация следующая.
Долларовые доходы от экспорта нефти у них сокращаются из-за падения курса доллара, причем ожидается еще и сокращение объемов. А рублевые расходы растут, потому что растут цены на сырье и энергию. Основные металлургические предприятия страны с 1 апреля увеличили цены на трубную заготовку и рулонный прокат до 50%, на ферросплавы — до 40%, чугун — до 25%, рост цен на трубы ожидается на уровне 15-25%.
Единственный выход для нефтяной компании — наращивать объемы переработки внутри страны, чтобы получить дополнительные доходы на внутреннем рынке. Ведь внутренний рынок, в отличие от внешнего, не регулируется; более того, по актуальному для нас вопросу авиационного керосина он в значительной мере монополизирован, поскольку НПЗ географически распределены по регионам и за исключением весьма привлекательного московского узла везти топливо в другие регионы никто не будет. И в ответ на призывы заморозить цены на топливо нефтяники призывают заморозить цены на металл. Энергетики и строители предложили увеличить экспортные пошлины на металл, но лоббисты металлургов возражают, что государственное вмешательство в механизм рыночного ценообразования на металлопродукцию вызовет обратный эффект и приведет к кризису в отрасли — ограничение цен сделает невыгодным производство продукции высокого передела в России. И вообще, говорят металлурги, коррекция цены на металл, как они это называют, является лишь следствием общего роста цен.
Инфляционный маховик раскручивается, это вынуждены признавать и власти. К сожалению, "посильным" участником этого процесса выступает и отрасль воздушного транспорта. В 2007 г. объем пассажирских перевозок возрос на 18,6%, об этом много говорят, но вот нормальный средний тариф экономического класса за год возрос на 21,7%. Цены растут быстрее объемов — это инфляция.
Опасность инфляционного всплеска осознают все, при этом прямое госрегулирование может ухудшить ситуацию, а рыночные механизмы по многим причинам тоже толком не работают. Что ж, самолеты летают и в Зимбабве, где инфляция по итогам прошлого года превысила 240000%, а реальный обменный курс — 267 млн зимбабвийских долларов за один американский (впрочем, эти данные, наверняка, уже устарели).

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.