Вне рынка, вне конкуренции
На этой неделе "Аэрофлот" объявил о том, что на рейсах из Москвы в Калининград, Крым и на Дальний Восток вводятся единые фиксированные тарифы, которые будут действовать с 2 апреля по 31 октября 2015 г.
Как сообщают в авиакомпании, программа плоских тарифов (flat rate) запущена в соответствии с политикой перевозчика, который "провозглашает повышение мобильности населения в том числе путем улучшения транспортной доступности регионов страны".
На первый взгляд идея выглядит весьма привлекательно. Однако результаты могут оказаться не столь однозначными.
Прежде всего надо признать, что в условиях низкого спроса тарифы у авиакомпаний и так стали почти плоскими. То есть на всю глубину бронирования продажи идут фактически по одному тарифу, а незадолго до вылета, когда спрос увеличился, а билетов стало меньше, в ход идут более дорогие тарифы. Ну и, чтобы стимулировать продажи и позаимствовать у пассажиров наличность, авиакомпании устраивают распродажи с более низкими тарифами. То есть действующих тарифов и так немного, и весь инструментарий автоматизированных систем управления доходами (RMS), которые работают во всех крупных авиакомпаниях, уже сейчас используется довольно слабо.
"Аэрофлот" на трех выбранных направлениях идет еще дальше и вообще отказывается от управления доходами, возвращаясь, по сути, к советской системе, когда все управление доходами сводилось к зимним и летним тарифам, а цены на билеты публиковались прямо в расписании.
Надо понимать, что подобный отказ ведет к снижению доходов авиакомпании. Доказать легко методом "от противного": во всем мире по мере либерализации и дерегулирования воздушного транспорта авиакомпании перешли от фиксированных тарифов к дифференцированным тарифным сеткам. В корне поменялась сама идеология: новый подход можно условно сформулировать как "хочешь лететь сейчас или более удобным рейсом — плати больше, планируешь полет заранее или выбираешь менее удобный рейс — плати меньше". Этот принцип доказал свою эффективность.
С математической точки зрения выручка авиакомпании представляет собой площадь под кривой эластичности спроса, и с помощью нескольких прямоугольников, соответсвующих разным тарифам, эта кривая интегруется гораздо лучше, чем с помощью одного.
А с практической точки зрения плоский тариф означает, что нет не только более дорогих билетов, но и более дешевых. Если раньше наименее обеспеченные потребители могли заранее приобрести билеты по тарифам ниже себестоимости (за счет перекрестного субсидирования с корпоративным рынком, где в последний момент покупаются самые дорогие билеты), то сейчас они этой возможности будут лишены. То есть фиксация единого билета ведет не к увеличению, а к уменьшению мобильности населения (ну, или наименее обеспеченной его части, что не лучше).
Можно, конечно, возразить, что "Аэрофлот" фиксирует тарифы на минимальном уровне. Допустим, это так. Но тогда доходы компании сокращаются еще сильнее.
Все это было бы прекрасно, если бы российские авиакомпании купались в сверхприбылях. Но это не так, и даже "Аэрофлот" показал убытки по итогам 2014 г. (путем некоторой коррекции их удалось представить как прибыль, но сути дела это не меняет). Поэтому возникает вопрос, кто все это будет оплачивать? Ответ тоже понятен: либо пассажиры на других направлениях, либо госбюджет — неважно, будет ли это прямое субсидирование, какие-либо преференции или сокращение поступлений в бюджет от "Аэрофлота".
Есть и менее очевидные, но не менее серьезные негативные последствия от введения плоских тарифов. Во-первых, сокращается глубина бронирования, поскольку нет никакого стимула приобретать билеты заранее. А это ведет к росту финансовых расходов авиакомпании, потому что вместо бесплатных кредитов от пассажиров, заранее купивших билеты, авиакомпания вынуждена финансировать свою текущую деятельность за счет банковских кредитов под известно какие проценты.
Во-вторых, плоский тариф усиливает диспропорции в спросе на удобные и неудобные — по дню недели и времени вылета — рейсы. Более привлекательные рейсы распродаются быстрее, и при наличии дифференцированных тарифов цена билетов на них получается выше, в результате чувствительные к цене потребители перераспределяются на менее удобные рейсы, по которым еще открыты квоты на низкие тарифы. При фиксированном тарифе этот механизм компенсации перестает действовать. И тут кроется ловушка: в условиях общего невысокого спроса загрузка на наименее удобных рейсах может оказаться до того низкой, что их придется отменять ввиду полной нерентабельности. Это приведет к снижению суммарной провозной емкости на маршрутах с плоским тарифом.
Таким образом, введение плоского тарифа ведет к снижению доходов и другим негативным последствиям как для авиакомпаний, так и для ряда пассажиров (конечно, чиновники или бизнесмены, которые сейчас покупают в последний момент дорогие билеты, плоским тарифам обрадуются, но едва ли это цель, к которой стоит стремиться).
Фиксация тарифов сильно искажает свободу конкуренции на рынке, а по сути, ведет к ликвидации самого рынка. "Аэрофлот" служит ориентиром и мощнейшим конкурентом для других участников рынка, так что его действия могут иметь весьма серьезные последствия.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
Комментарии
Gloria-7-XP
пн, 06/04/2015 - 20:12
alex_zv
ср, 08/04/2015 - 05:43
Алексей Синицкий
чт, 09/04/2015 - 11:30
alex_zv, прекрасный комментарий, спасибо!
APZ
ср, 08/04/2015 - 16:40
Алексей Синицкий
чт, 09/04/2015 - 11:38
ага, а еще ФАС спрашивает, почему одну одну и ту же услугу продают по разной цене. И еще они не понимают, сетевого бизнеса авиакомпаний, когда на некоторых линиях летают в убыток, а на других, где получится, зарабатывают. ФАС говорит, что пассажира не волнует, что происходит на других линиях. В общем, большой парадокс — антимонопольная служба не понимает сути конкуренции.
APZ
чт, 09/04/2015 - 17:51
Gloria-7-XP
чт, 09/04/2015 - 22:56
alex_zv
пт, 10/04/2015 - 07:56
alex_zv
пт, 10/04/2015 - 08:23
Дмитрий1
чт, 09/04/2015 - 15:38
APZ
чт, 09/04/2015 - 17:53
Dядя
пт, 10/04/2015 - 11:23
Rust2008
сб, 11/04/2015 - 06:57
Gloria-7-XP
пт, 10/04/2015 - 12:53