Забастовка Lufthansa и системный кризис

Четырехдневная забастовка пилотов Lufthansa свидетельствует о системном кризисе традиционной модели авиаперевозок в Европе. Примерно 4500 пилотов, объединенных профсоюзом Vereinigung Cockpit Union, борются не столько за увеличение зарплаты на 6,4%, сколько за сохранение статуса-кво, гарантирующего им рабочие места и эксклюзивное положение. В условиях необратимо изменившейся рыночной ситуации их борьба кажется безнадежной, а потери Lufthansa, отменившей примерно 1200 из своих 1800 рейсов в день и несущей убытки около 33 млн евро ежедневно, — бессмысленными.
Суть системного кризиса заключается в том, что на относительно коротких европейских маршрутах пассажиропоток премиум-класса окончательно и бесповоротно перераспределился от традиционных сетевых авиаперевозчиков в пользу авиакомпаний с гибридными или даже низкотарифными бизнес-моделями. Подобная тенденция наблюдалась в последние несколько лет, но финансовый кризис 2008 г. подвел окончательную черту. Стало ясно, что пассажиры, прежде считавшиеся самыми взыскательными, в течение полуторачасового перелета вполне неплохо могут обойтись без большинства изысков, предлагаемых традиционными авиакомпаниями в премиум-классах обслуживания. Другими словами, в условиях кризиса корпоративный сектор существенно сократил расходы на перелеты топ-менеджеров, а сейчас, пусть кризис заканчивается, вернуть эти расходы на прежний уровень акционеры уже не позволят, — ведь и так же все работают!
Между тем дополнительные доходы от пассажиров премиум-класса (обычно в 3–4 раза превышающие доходы от обычных пассажиров) служили экономической основой для стыковки дальнего и ближнего сегментов сетей традиционных перевозчиков, что позволяло на коротком европейском плече предложить сервис трансконтинентального уровня. Нынешняя экономическая ситуация требует от сетевых перевозчиков резко сократить расходы на своем европейском сегменте. Идеальное решение этой проблемы даже довольно легко представить: нужен дочерний авиаперевозчик типа американской JetBlue, сочетающей относительно низкие расходы с высоким уровнем сервиса. Более простая альтернатива — передача европейского сегмента дочерним авиакомпаниям (которых, кстати, у Lufthansa достаточно), способным обеспечить меньшие расходы. Но все подобные инициативы так или иначе должны сократить либо зарплату, либо объем работы у пилотов материнской авиакомпании, против чего они, как видно на примере Lufthansa, активно выступают.
Пути выхода из сложившейся ситуации не очевидны. Выполнение требований профсоюза неминуемо повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности Lufthansa, которое потребуется как-то компенсировать, снова вступая в конфликт с профсоюзом. Невыполнение требований, очевидно, означает продолжение конфликта. За четыре дня забастовки Lufthansa потеряет около 130 млн евро, а системный кризис продолжится. 

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя Алексей Синицкий

По итогам первого для забастовки профсоюз Vereinigung Cockpit решил ее приостановить как минимум до 8 марта, стороны вернулись за стол переговоров. Профсоюз, в частности, признал, что немецкое трудовое законодательство не может распространяться на LH Italia. Поиски компромисса, насколько это возможно, продолжатся.
Пока же можно подвести предварительные итоги. 22 февраля Lufthansa отменила около 900 рейсов из своих примерно 1800, забастовка затронула примерно 10 тыс. пассажиров Lufthansa и Germanwings (эта дочерняя компания отменила в понедельник примерно треть своих маршрутов. Чтобы минимизировать потери, Lufthansa постаралась, насколько это возможно, перевозить пассажиров рейсами своих код-шеринговых партнеров.
Сегодня компания возвращается к нормальной работе, хотя, разумеется, перебои в расписании после столь масштабного потрясения все еще возможны.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.