Забастовка Lufthansa и системный кризис
Четырехдневная забастовка пилотов Lufthansa свидетельствует о системном кризисе традиционной модели авиаперевозок в Европе. Примерно 4500 пилотов, объединенных профсоюзом Vereinigung Cockpit Union, борются не столько за увеличение зарплаты на 6,4%, сколько за сохранение статуса-кво, гарантирующего им рабочие места и эксклюзивное положение. В условиях необратимо изменившейся рыночной ситуации их борьба кажется безнадежной, а потери Lufthansa, отменившей примерно 1200 из своих 1800 рейсов в день и несущей убытки около 33 млн евро ежедневно, — бессмысленными.
Суть системного кризиса заключается в том, что на относительно коротких европейских маршрутах пассажиропоток премиум-класса окончательно и бесповоротно перераспределился от традиционных сетевых авиаперевозчиков в пользу авиакомпаний с гибридными или даже низкотарифными бизнес-моделями. Подобная тенденция наблюдалась в последние несколько лет, но финансовый кризис 2008 г. подвел окончательную черту. Стало ясно, что пассажиры, прежде считавшиеся самыми взыскательными, в течение полуторачасового перелета вполне неплохо могут обойтись без большинства изысков, предлагаемых традиционными авиакомпаниями в премиум-классах обслуживания. Другими словами, в условиях кризиса корпоративный сектор существенно сократил расходы на перелеты топ-менеджеров, а сейчас, пусть кризис заканчивается, вернуть эти расходы на прежний уровень акционеры уже не позволят, — ведь и так же все работают!
Между тем дополнительные доходы от пассажиров премиум-класса (обычно в 3–4 раза превышающие доходы от обычных пассажиров) служили экономической основой для стыковки дальнего и ближнего сегментов сетей традиционных перевозчиков, что позволяло на коротком европейском плече предложить сервис трансконтинентального уровня. Нынешняя экономическая ситуация требует от сетевых перевозчиков резко сократить расходы на своем европейском сегменте. Идеальное решение этой проблемы даже довольно легко представить: нужен дочерний авиаперевозчик типа американской JetBlue, сочетающей относительно низкие расходы с высоким уровнем сервиса. Более простая альтернатива — передача европейского сегмента дочерним авиакомпаниям (которых, кстати, у Lufthansa достаточно), способным обеспечить меньшие расходы. Но все подобные инициативы так или иначе должны сократить либо зарплату, либо объем работы у пилотов материнской авиакомпании, против чего они, как видно на примере Lufthansa, активно выступают.
Пути выхода из сложившейся ситуации не очевидны. Выполнение требований профсоюза неминуемо повлечет дальнейшее снижение конкурентоспособности Lufthansa, которое потребуется как-то компенсировать, снова вступая в конфликт с профсоюзом. Невыполнение требований, очевидно, означает продолжение конфликта. За четыре дня забастовки Lufthansa потеряет около 130 млн евро, а системный кризис продолжится.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
Комментарии
Алексей Синицкий
вт, 23/02/2010 - 11:27
По итогам первого для забастовки профсоюз Vereinigung Cockpit решил ее приостановить как минимум до 8 марта, стороны вернулись за стол переговоров. Профсоюз, в частности, признал, что немецкое трудовое законодательство не может распространяться на LH Italia. Поиски компромисса, насколько это возможно, продолжатся.
Пока же можно подвести предварительные итоги. 22 февраля Lufthansa отменила около 900 рейсов из своих примерно 1800, забастовка затронула примерно 10 тыс. пассажиров Lufthansa и Germanwings (эта дочерняя компания отменила в понедельник примерно треть своих маршрутов. Чтобы минимизировать потери, Lufthansa постаралась, насколько это возможно, перевозить пассажиров рейсами своих код-шеринговых партнеров.
Сегодня компания возвращается к нормальной работе, хотя, разумеется, перебои в расписании после столь масштабного потрясения все еще возможны.