Amadeus против Air Astana: споры GDS и авиакомпаний продолжаются

AirAstana
AirAstana

На рынке разгорелся еще один скандал между перевозчиком и глобальной дистрибутивной системой (GDS). На этот раз главными действующими лицами стали поставщик IT и GDS Amadeus и казахстанский перевозчик Air Astana. Amadeus в январе отключил Air Astana от своего ресурса. В свою очередь перевозчик подал иск в мадридский суд (штаб-квартира GDS расположена в испанской столице), требуя признать эти действия неправомерными. Суд обязал GDS возобновить работу с перевозчиком. Однако представители Amadeus не согласны с утверждением, что Air Astana выиграла дело, утверждая, что решение суда нельзя считать окончательным и спор будет продолжен.

Сложности во взаимоотношениях двух компаний начались летом 2010 г., когда Air Astana объявила о запуске программы конкурентного источника бронирования (КИБ); первым и единственным (на данный момент) партнером в этой программе выступает глобальная дистрибутивная система Abacus — поставщик технологических решений для туристического рынка, работающий преимущественно на азиатском рынке. Запуск новой программы Air Astana объясняла стремлением стимулировать снижение стоимости бронирования авиабилетов. Согласно правилам новой программы, у агентств, бронирующих билеты перевозчика не через участника программы КИБ (т. е. не через Abacus), удерживается часть комиссии. Удержания начались с 1 января 2011 г. Amadeus с Air Astana не подписал соглашения, аналогичного тому, что было заключено с Abacus, соответственно, агенты этой GDS теряли в деньгах. В Amadeus посчитали, что правила с удержанием части комиссии дискриминируют ее партнеров. "Компания Amadeus уверена, что дискриминация со стороны авиакомпании Air Astana неправомерна и противоречит договоренностям между сторонами. Данные действия нанесли серьезный вред индустрии туризма в Казахстане, включая пассажиров, турагентства и, несомненно, пользователей системы", — говорится в заявлении провайдера. Поэтому GDS в начале года вынесла предупреждение Air Astana, заявив, что если правила не будут изменены, то перевозчик будет отключен от системы. Что в дальнейшем и произошло.

Решение мадридского суда, который обязал Amadeus восстановить партнерство, в компании не считают окончательным, поскольку пока не были выслушаны доводы самого поставщика IT. Судя по заявлению Amadeus, компания подала иск в Арбитражный суд Парижа для возмещения убытков, которые понесли агенты из-за новой программы Air Astana.

В свою очередь авиакомпания утверждает, что с 1 января 2011 г. Amadeus взимает с перевозчика плату за бронирование в несколько раз больше, чем другие дистрибутивные системы. Помимо этого, по словам представителей Air Astana, доля Amadeus на рынке бронирования в прошлом году составила более 90%, поэтому, прекратив сотрудничество с 15-дневным уведомлением, компания получила инструмент для давления на Air Astana, чтобы подписать соглашение на выгодных для себя условиях.
Это уже не первый спор перевозчиков и GDS — в течение нескольких месяцев American Airlines спорила с интернет-агентствами, убеждая их брать данные для бронирования не из GDS, а напрямую у перевозчика. Правда, в отличие от ситуации Amadeus — Air Astana, в американской истории речи не шло о каких-либо преференциях для определенных игроков.

Поскольку ни Amadeus, ни Air Astana не раскрывают финансовых подробностей своего соглашения, то сложно давать оценку целесообразности ставок GDS. Однако можно предположить, что столь значительная доля рынка распространения в Казахстане, которую контролирует Amadeus (по словам представителей Air Astana), ставит провайдера в выгодное положение. С другой стороны, сама Air Astana уже обвинялась в предоставлении преференций избранным партнерам. В частности, в декабре 2008 г. туристические компании Казахстана обвинили перевозчика в том, что блок мест на востребованных рейсах Алма-Ата—Бангкок она предоставляет лишь одной туроператорской компании. Вероятно, как и в истории с American Airlines и  GDS, быстрого решения этой проблемы не будет.

Блог ведет зам. главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Полина Зверева.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.