Amadeus против Air Astana: споры GDS и авиакомпаний продолжаются
На рынке разгорелся еще один скандал между перевозчиком и глобальной дистрибутивной системой (GDS). На этот раз главными действующими лицами стали поставщик IT и GDS Amadeus и казахстанский перевозчик Air Astana. Amadeus в январе отключил Air Astana от своего ресурса. В свою очередь перевозчик подал иск в мадридский суд (штаб-квартира GDS расположена в испанской столице), требуя признать эти действия неправомерными. Суд обязал GDS возобновить работу с перевозчиком. Однако представители Amadeus не согласны с утверждением, что Air Astana выиграла дело, утверждая, что решение суда нельзя считать окончательным и спор будет продолжен.
Сложности во взаимоотношениях двух компаний начались летом 2010 г., когда Air Astana объявила о запуске программы конкурентного источника бронирования (КИБ); первым и единственным (на данный момент) партнером в этой программе выступает глобальная дистрибутивная система Abacus — поставщик технологических решений для туристического рынка, работающий преимущественно на азиатском рынке. Запуск новой программы Air Astana объясняла стремлением стимулировать снижение стоимости бронирования авиабилетов. Согласно правилам новой программы, у агентств, бронирующих билеты перевозчика не через участника программы КИБ (т. е. не через Abacus), удерживается часть комиссии. Удержания начались с 1 января 2011 г. Amadeus с Air Astana не подписал соглашения, аналогичного тому, что было заключено с Abacus, соответственно, агенты этой GDS теряли в деньгах. В Amadeus посчитали, что правила с удержанием части комиссии дискриминируют ее партнеров. "Компания Amadeus уверена, что дискриминация со стороны авиакомпании Air Astana неправомерна и противоречит договоренностям между сторонами. Данные действия нанесли серьезный вред индустрии туризма в Казахстане, включая пассажиров, турагентства и, несомненно, пользователей системы", — говорится в заявлении провайдера. Поэтому GDS в начале года вынесла предупреждение Air Astana, заявив, что если правила не будут изменены, то перевозчик будет отключен от системы. Что в дальнейшем и произошло.
Решение мадридского суда, который обязал Amadeus восстановить партнерство, в компании не считают окончательным, поскольку пока не были выслушаны доводы самого поставщика IT. Судя по заявлению Amadeus, компания подала иск в Арбитражный суд Парижа для возмещения убытков, которые понесли агенты из-за новой программы Air Astana.
В свою очередь авиакомпания утверждает, что с 1 января 2011 г. Amadeus взимает с перевозчика плату за бронирование в несколько раз больше, чем другие дистрибутивные системы. Помимо этого, по словам представителей Air Astana, доля Amadeus на рынке бронирования в прошлом году составила более 90%, поэтому, прекратив сотрудничество с 15-дневным уведомлением, компания получила инструмент для давления на Air Astana, чтобы подписать соглашение на выгодных для себя условиях.
Это уже не первый спор перевозчиков и GDS — в течение нескольких месяцев American Airlines спорила с интернет-агентствами, убеждая их брать данные для бронирования не из GDS, а напрямую у перевозчика. Правда, в отличие от ситуации Amadeus — Air Astana, в американской истории речи не шло о каких-либо преференциях для определенных игроков.
Поскольку ни Amadeus, ни Air Astana не раскрывают финансовых подробностей своего соглашения, то сложно давать оценку целесообразности ставок GDS. Однако можно предположить, что столь значительная доля рынка распространения в Казахстане, которую контролирует Amadeus (по словам представителей Air Astana), ставит провайдера в выгодное положение. С другой стороны, сама Air Astana уже обвинялась в предоставлении преференций избранным партнерам. В частности, в декабре 2008 г. туристические компании Казахстана обвинили перевозчика в том, что блок мест на востребованных рейсах Алма-Ата—Бангкок она предоставляет лишь одной туроператорской компании. Вероятно, как и в истории с American Airlines и GDS, быстрого решения этой проблемы не будет.
Ссылки по теме
Блог ведет зам. главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Полина Зверева.
- 28.11.2014 ...международного авиационного сообщения
- 21.11.2014 Визовые проблемы в консульстве Катара могут нейтрализовать продвижение авиакомпании в России.
- 14.11.2014 Резкие движения могут привести к крайне печальным последствиям для всех.
- 31.10.2014 Тонкая работа с новыми клиентами еще не закончена.
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent