Авиакомпаниям разрешат "черные списки" пассажиров

Эта мера способствует решению проблемы хулиганства на борту, но не устраняет ее полностью.
Авиакомпаниям разрешат "черные списки" пассажиров
Авиакомпаниям разрешат "черные списки" пассажиров // Федор Борисов / transport-photo.com

Перед июньскими праздниками государственная Дума РФ в первом чтении приняла поправки к Воздушному кодексу. Изменения позволяют авиаперевозчику отказать пассажиру в продаже авиабилета в том случае, если пассажир в течение предыдущих пяти лет нарушил правила поведения на борту воздушного судна, что привело к угрозе "безопасности полета воздушного судна", либо "угрозе жизни или здоровья других лиц". Также согласно новым поправкам авиакомпании вправе создавать и публиковать списки пассажиров, чье поведение нарушает безопасность полета.

Таким образом власти пытаются дать авиаперевозчикам инструмент противодействия хулиганам на борту, наиболее опасные среди них — нетрезвые пассажиры, которые не контролируют свое поведение во время полета. Неадекватное поведение во время полета грозит возможными драками на борту, а также незапланированными посадками. В конце 2006 г. самолет "Аэрофлота", выполнявший рейс Москва—Женева, был вынужден сесть в Праге, поскольку пассажир Евгений Догаев угрожал взорвать самолет, если он не полетит в Каир. Впоследствии Россия долгое время добивалась выдачи Догаева, который попросил политического убежища в Великобритании. Угроза взрыва или угона самолета — не самая редкая пьяная выходка. В том же стиле угрожал экипажу рейса Москва—Хургада компании MetroJet саратовский бизнесмен Сергей Кабалов в начале 2013 г. Впоследствии он скрывался в Белоруссии, но в итоге предстал перед российским судом. Его обвинили в избиении бортпроводника и попытке угона самолета, что сразу же вызвало неоднозначную реакцию в российской блогосфере. Многие отмечали, что угроза угона самолета была ничем иным как блефом и все понимали, что за ней ничего не стоит. Поэтому такое обвинение и следующее за ним наказание — слишком строгое для дебошира. Оппоненты придерживались мнения, что даже если Кабалов не собирался угонять самолет, его поведение действительно поставило под угрозу жизни пассажиров. Подобные ЧП на борту самолета могут крайне негативно повлиять на эмоциональное состояние пилотов, а изменения плана полета и вынужденная посадка несут риски возникновения нештатных ситуаций, при которых в лучшем случае повреждения получит только воздушное судно, в худшем — пострадают пассажиры. Не раз представители авиакомпаний говорили о том, что влияние алкоголя на земле и в полете на человека разное (в том числе, из-за разницы в давлении на земле и на высоте). Так и глупая шутка, совершенная на земле и в воздухе, должна наказываться по-разному, поскольку угроза для жизни людей в воздухе гораздо выше. Однако пока российское законодательство не делает разницы между дракой на борту и дракой на земле. Авиакомпании не раз говорили, что фактически пьяных дебоширов никак не наказывают, надежда на суровое наказание есть лишь в том случае, если рейс международный и в стране прилета действуют суровые правила. Хотя, как видно из примера Евгения Догаева, ему долго удавалось уходить от ответственности. При этом перевозчики отмечали, что фактически у них нет никаких законных методов, чтобы усмирить дебошира во время полета, например, тех же мягких наручников, которыми пассажира можно зафиксировать в кресле.

Блог ведет зам. главного редактора журнала "Авиатранспортное обозрение" Полина Зверева.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.