Минтранс не готовил заявление Дмитрия Медведева о возможном запрете транзитных полетов через Россию

Минтранс не готовил заявление Дмитрия Медведева о возможном запрете транзитных полетов через Россию
Leonid Faerberg :: Transport-photo.com

Мы уже цитировали слова Дмитрия Медведева о том, что в случае ужесточения санций Россия может ограничить доступ в свое воздушное пространство для европейских авиакомпаний.

Угроза очень серьезная, но каковы возможные последствия? Как утверждают источники ATO.ru в отрасли, российскому правительству они неизвестны. Во всяком случае, Министерство транспорта РФ в проработке этой идеи не участвовало и никакой справки или аналитической записки не делало. Соответственно, и к специалистам авиакомпаний сотрудники Минтранса за консультациями не обращались. Просто узнали о такой возможности из интервью Дмитрия Медведева газете "Ведомости", как и все остальные.

Вопрос между тем непростой даже с точки зрения международного права, не говоря уже про экономические последствия.

Как говорят специалисты, транзитные полеты через территорию России могут иметь различные международно-правовые статусы. Прежде всего необходимо отметить, что Россия не является участником Соглашения о транзите при международных воздушных сообщениях 1944 г. (Чикагское соглашение о двух свободах воздуха 1944 г.). В соответствии с этим соглашением гражданские воздушные суда государств-участников при выполнении регулярных международных рейсов получают право пролета и право посадки с некоммерческими целями на территориях других участвующих государств. Поэтому по умолчанию права транзитного полета через российское воздушное пространство иностранные авиакомпании не имеют, все рейсы должны быть согласованы.

Регулярные авиаперевозки согласовываются в рамках двусторонних межправительственных соглашений о воздушном сообшении. Точнее, в рамках протоколов, которые считаются неотъемлемой частью соглашения. Также в соглашении или протоколе может быть написано, что иностранный назначенный авиаперевозчик имеет право выполнять полеты только при условии подписания коммерческого соглашения с российским назначенным авиаперевозчиком. Именно так регулируется вопрос выплаты компенсационных платежей, которые иногда ошибочно называются "роялти". Кстати, когда какой-нибудь чиновник говорит о том, что Россия взимает "роялти" за транссибирские трассы, он тем самым фактически официально признает, что Россия нарушает Чикагскую конвенцию о гражданской авиации 1944 г., согласно которой ни одно из участвующих государств не вправе брать плату за полет в своем воздушном пространстве (а компенсационные платежи имеют гораздо более сложную природу). Однако, как мы еще увидим, нынешний уровень проработки вопросов вынуждает чиновников делать и совсем безответственные заявления.

Введение запрета на регулярные полеты европейских авиакомпаний, прописанные в протоколах к межправительственным соглашениям, означают фактически разрыв этих соглашений, поскольку протоколы, как уже было сказано, составляют неотъемлемую часть соглашения. Прежде чем разрывать соглашение, необходимо как минимум подумать, как и на каких условиях будет подписываться новое соглашение, а также посчитать, какой именно убыток это принесет российским авиаперевозчикам. При этом надо понимать, что зачастую соглашения устроены несимметрично, то есть в обмен на право полетов по транссибирским маршрутам евпропейские страны предоставляли российским назначенным перевозчикам какие-либо дополнительные коммерческие права. Всю эту сложную кухню понимают в Минтрансе, да и с авиакомпаниями можно было посоветоваться, но у Минтранса никто не спросил.

Вторая составляющая транзитных перевозок — полеты, выполняемые в рамках административных разрешений. Как правило, речь идет о чартерах на регулярной основе, которые в протокол к межправсоглашению не вписываются, а получают разрешение на полеты раз в сезон, на зимнее и летнее расписание. Остановить такие чартеры технически легко, поскольку речь идет всего лишь об отзыве разрешения, а не о разрыве межправительственного соглашения. В ответ, разумеется, могут пострадать наши авиакомпании, которые выполняют чартерные туристические перевозки, например, в Испанию, Италию и Грецию. Как сильно они пострадают, как соизмеряется этот урон с потерями иностранных чартеров, которым запретят Транссиб, — опять же, никто специально не считал.

Скорее всего, идею "закрыть российское небо" подсунули Дмитрию Медведеву чиновники из непрофильных ведомств, которые слышали о том, что тема транссибирских полетов довольно болезненна в отношениях России и Евросоюза. Но не более того. К чему может привести ампутация болевой точки, они не задумывались.

И вся эта ситуация заставляет задуматься о качестве подготовки решений на высшем уровне. Едва ли можно ожидать, что правительство реально пойдет на разрыв межправительственных соглашений о воздушном сообщении с европейскими странами. Эта мера гораздо опаснее по последствиям, чем импортозамещение, которым сейчас так увлеклись. А озвучивать угрозы имеет смысл только тогда, когда их можно исполнить. В противном случае это просто бьет по репутации России и премьер-министра Дмитрия Медведева, и не только не добавляет аргументов в выстраивании отношений с Евросоюзом, а напротив, ослабляет позиции России.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.