Rolls-Royce ссорится с Pratt & Whitney из-за патента
30 августа компания Rolls-Royce направила в Федеральный суд США Восточного округа штата Вирджиния обвинение в адрес корпорации United Technologies (UTC), в которую входит компания Pratt & Whitney (P&W). Согласно поступившему заявлению, UTC нарушила патентные права Rolls-Royce на некоторые детали двигателя. В частности, речь идет о стреловидных лопатках вентилятора на двигателе GP7200, производимом альянсом Engine Alliance (в который входят Rolls-Royce и General Electric), и на двигателе PW1000G компании Pratt & Whitney, которая входит в корпорацию UTC. Кроме того, в заявлении подразумевается, что и другие двигатели UTC для гражданской авиации нарушают права Rolls-Royce по этому патенту. Rolls-Royce требует судебного постановления о запрете производства этой ступени двигателя и возмещении убытков. UTC в свою очередь считает иск необоснованным и намеревается защищать свои права. Слушания по делу должны пройти в первой половине 2011 г.
Напомним, что UTC обратилась в патентное ведомство США в конце 90-х гг. с просьбой аннулировать патент Rolls-Royce на стреловидные лопатки вентилятора. В ведомстве корпорацию не поддержали и подтвердили патент Rolls-Royce.
Необходимо отметить, что данный иск выходит далеко за пределы разбирательства о правах на интеллектуальную собственность. Созданный Pratt & Whitney двигатель PW1000G является родоначальником двигателей семейства PurePower с редукторным приводом вентилятора (технология GTF, Geared Turbofan), на которые P&W делает ставку как на перспективные двигатели для гражданской авиации (их уже сейчас планируется устанавливать на канадский Bombardier CSeries, японский Mitsubishi MRJ и российский МС-21). Кроме того, P&W предлагает подобный двигатель для ремоторизации самолетов семейства A320, официально решение о проведении которой Airbus собирался сделать на авиасалоне в Фарнборо, но пока отложил (проект A320 NEO, New Engine Option). Двигатель-демонстратор PW1000G прошел летные испытания на летающей лаборатории Airbus и получил одобрительное заключение.
Главная интрига, однако, заключается в том, что поставщиками двигателей CFM56 и VK2500 для семейства A320 выступают, соответственно, два производителя: CFM Intermational (совместное предприятие Snecma Moteurs и General Electric) и International Aero Engines (ключевую роль в этом альянсе играют Rolls-Royce и Pratt & Whitney). И Airbus вполне отчетливо дал понять, что предпочел бы видеть этих же самых поставщиков и для A320 NEO, поскольку эксплуатанты обоих типов двигателей уже привыкли к отработанным схемам послепродажной поддержки. Но если участники CFM Intermational в полном согласии между собой работают над проектом Leap-X по глубокой модернизации CFM56, то Rolls-Royce и Pratt & Whitney имеют разные взгляды относительно перспективного направления развития: P&W отстаивает свою технологию редукторного привода вентилятора GTF, тогда как Rolls-Royce предпочитает трехвальную схему, а в перспективе — открытый ротор.
Нынешний судебный иск показывает, насколько далеки от согласия ключевые участники International Aero Engines. Запрет на производство вентилятора со стреловидными лопатками, на котором настаивает Rolls-Royce, едва ли сможет полностью похоронить программу GTF, но отбросит ее существенно назад. А может, этот иск направлен как раз на то, чтобы стороны постарались найти общий язык в рамках альянса — P&W, обладая ключевой, по ее мнению, технологией GTF, явно претендует на лидирующую позицию в International Aero Engines, но Rolls-Royce дает понять, что без патента на стреловидные лопатки никак не обойтись и договариваться все равно придется.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS