Российский рынок авиаперевозок: накануне радикальных перемен

Мы много лет встречаемся на форуме "Крылья России", обсуждаем проблемы и ищем пути их решения. В последние годы, по моему мнению, основные изменения в гражданской авиации носили количественный характер. Теперь, как мне кажется, мы стоим на пороге качественных изменений. К чему они приведут, я не знаю. Думаю, что все эти вопросы мы так или иначе будем обсуждать в ходе форума.
Показатели бурного роста
Начнем, как всегда, с количественных изменений. Я постараюсь обойтись минимумом цифр, гораздо более подробные данные приведены в нашем "Ежегоднике АТО".
По итогам 2010 года было перевезено почти 57 млн пасс., прирост составил 26%, пассажирооборот вырос на на 30,8% и достиг 147 млрд пкм. Результаты текущего года не столь впечатляющие, но схожие. По итогам восьми месяцев перевезено 42,6 млн пасс., что на 12% выше показателей соответствующего периода прошлого года. Пассажирооборот вырос на 13% и достиг почти 110 млрд пкм.
Куда ведет послекризисный рост?
Я глубоко убежден, что наблюдаемый рост имеет не вполне здоровые причины. Во время кризиса 2008-2009 гг. подавляющее большинство российских авиакомпаний, за редким исключением — среди крупнейших перевозчиков я мог бы назвать только одну — вместо ограничения провозных емкостей, как это делали во всем мире, занимались борьбой за сохранение и увеличение доли рынка. Достигалось это путем снижения тарифов. Завершение острой фазы экономического кризиса увеличило платежеспособный спрос населения, при этом тарифы, в силу высококонкурентной рыночной среды воздушных перевозок, остались на низком уровне. Снижать цены легко, поднимать — трудно, поскольку пассажиры уйдут к конкурентам. Эта же ситуация наблюдается и в текущем году. Средний нормальный тариф экономического класса сейчас составляет около 17 тыс. руб. Официальные данные о том, сколько составляет реальный средний тариф, не публикуются. Но, по моим представлениям, он примерно в три раза меньше. Коммерческая эффективность гражданской авиации продолжает снижаться. За восемь месяцев текущего года показатель занятости пассажирских кресел снизился на 1,5 процентных пункта по сравнению с январем-августом 2010 г. (до 77,4%), показатель коммерческой загрузки составил 65,1%, что ниже прошлогоднего показателя за соответствующий период на 1,9 процентых пункта.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
Комментарии
Vikont
чт, 13/10/2011 - 16:22
Не хочу обидеть Синицкого. Его политкорректные изыски интересны, но бессмысленны. Как уже бессмысленнен сам форум Крылья России и одноименный конкурс. Какова будет действительность? Черт его знает. А эти мероприятия давно стали коммерческими, на которых делает гешефт АТО event.
faradei
пн, 17/10/2011 - 18:59
Довольно интересная статья всё чётко и по делу.
111000
пн, 17/10/2011 - 19:42
Господа не витайте в облаках, идет банальный распил собственности. Все просто, самые жирные куски - Шереметьево с Внуково и Аэрофлот накачают гос.деньгами(В Шереметьево построят третью полосу, наладят УВД, Внуково за фантики выкупят у Москвы достроят Терминалы и 2-ю полосу, Аэрофлоту устранят конкурентов, по пониженным пошлинам купят иномарки, насоздают филиалов по регионам), а потом продадут какому нибудь ближнему олигарху типа Вексельберга. Жаль Домодедово не далось, делится не хотят, а посадить нельзя , неизвестно кого сажать. Спрятались предусмотрительно. Поэтому денег на 3-ю полосу им невидать. А Левитину все по барабану, ему главное дорогу в Сочи построить к Олимпиаде а другую через Химкинский лес протащить.
Георгий Воскрес...
пн, 31/10/2011 - 09:08
Алексей,
Мировой опыт подсказывает, что авиаперевозки необходимо рассматривать не только (и нс столько) как вид зарабатывания денаг, а в первую очередь, как utility. Вы живете в доме и для того, чтобы жить нормально, Вам необходимы свет, вода, канализация, вывоз мусора и т.п. В 21 веке, нормальная жизнь включает и возможность перемещаться в пространстве по воздуху.
Широко известная в деловом мире грустная шутка о том, что для того, чтобы стать в авиации миллионером, надо начать бизнес с миллиардом и очень скоро Вы станете миллионером.
При этом огромная армия сопровождающих бизнесов, начиная от строителей самолетов и далее вниз по цепочке существует и неплохо.
С этим надо смирится и, в этом свете, шаги государства по укрупнению авиалиний наверное шаги правильные (IMHO).
Однако тем не менее, авиалинии не должны быть на дотации, а вполне могут работать в виде non-profit организаций, выполняющих социальные функции, предотавляя транспортные услуги. Им придется естественно искать и находить вечно меняющийся баланс между затратами и выручкой, но тут конкуренция сможет выровнять шансы как с одной стороны производителей техники и сервисов и с другой, авиалиний и потребителей их услуг (aka пассажиров).
Задача государства может быть ограничена созданием наиболее благоприятных условий для транспортных воздушных перевозок начиная от снижения или полной отмены налогов например от продажи топлива тем же авиалиниям, включая возмоность получения займов на приобретение авиатехники по льготным процентам.
Поверьте, что это не утопия, а реально обсуждаемые проекты в ряде стран, где понимание необходимости поддержки воздушных транспортных потоков для остальной экономики не оствляет места для старых, хотя и испытанных рыночных механизмов. Практически (не говоря в слух) мы уже имеем это на примере Alitalia и ряда других Авиалиний.
С уважением,
ГВ
Vikont
вт, 01/11/2011 - 10:52
У нас есть право на свободу передвижения, но во многих местах нашей необъятной страны, нет возможности воспользоваться авиатранспортом. Согласен с Г.В. о льготах для социальных перевозок. По жизни надо отменить налоги, для компаний выполняющих внутренние перевозки. Они убыточны.
pokraska-remont200
пт, 30/03/2012 - 12:31
Скорей бы уже появилось больше авиакомпаний. Чтоб хоть какая-нибудь конкуренция была. А то цены ужасные!