Тяжелые последствия
Oкончательная точка в судьбе авиакомпании "КД авиа" на момент подписания номера в печать поставлена еще не была, но шансы на благоприятный исход и сохранение авиакомпании в ее нынешнем виде крайне маловероятны. Росавиация объявила об аннулировании с 14 сентября свидетельства эксплуатанта; компания подала иск о своем банкротстве. Похоже, российскому рынку воздушных перевозок нанесен очередной серьезный удар.
Проект "КД авиа" предполагал создание в Калининграде транзитного хаба, объединяющего ежедневными регулярными рейсами примерно полтора десятка российских городов с таким же количеством зарубежных (в августе сеть охватывала 22 пункта назначения). Понятно, что пассажиропотоки между любой парой этих городов слишком незначительны для открытия прямых рейсов, но при стыковке в Калининграде на каждом вылетающем рейсе собираются пассажиры со всех прилетевших рейсов, следующие в данном направлении, что обеспечивает необходимую коммерческую загрузку. Кроме того, при работе по хабовой схеме "КД авиа" эксплуатировала 17 ВС, тогда как для обеспечения прямых связей потребовалось бы свыше 100 самолетов. Работа хаба была бы невозможна без высокотехнологичного пересадочного узла, и в реконструкцию аэропорта Храброво были сделаны значительные инвестиции.
Можно не сомневаться, что экономический кризис сильнее, чем в столице, сказался на деловой активности в российских региональных центрах, т. е. сократил именно тот пассажиропоток, на который делала ставку "КД авиа". Финансовые трудности начались еще осенью прошлого года, и к началу сентября долги авиаперевозчика достигли почти 12 млрд руб. Дефицит оборотного капитала поставил под вопрос продолжение деятельности, а ведь известно, что любая авиакомпания может расплатиться по долгам, только продолжая полеты (как тут опять не вспомнить Главу 11 по защите от кредиторов американского Кодекса о банкротстве, которой воспользовались все крупнейшие американские авиакомпании).
В сложившейся ситуации компании "КД авиа" требовалась решительная государственная поддержка. Но выделенные из федерального бюджета 4 млрд руб. до компании не дошли, остановившись на уровне Калининградской области. Не будем разбираться, кто более прав в треугольнике из чиновников, кредиторов и менеджеров авиакомпании, было ли сделано все возможное, как теперь многие говорят, или все-таки не все. Сейчас важнее последствия.
Рискну предположить, что в результате аннулирования свидетельства эксплуатанта и прекращения деятельности "КД авиа" государство понесет бо’льшие расходы, чем в случае сохранения ее работы путем реализации необходимых мер господдержки. Калининградский эксклав — особый регион в Российской Федерации, и задача обеспечения его транспортных связей с остальной территорией страны всегда остается актуальной. В то же время численность населения и уровень благосостояния Калининградской области не способны обеспечить необходимый платежеспособный пассажиропоток. Это наглядно доказал опыт обанкротившейся компании "Калининградавиа", на руинах которой и создавалась "КД авиа". Компания "Калининградавиа" базировалась в Калининграде и пыталась просто, без всякого хаба, летать в центральную часть России и по Европе. Однако въездной туристический поток в Калининградскую область незначителен, а местные жители предпочитают ездить в Польшу и Германию на автобусах (об этом, кстати, задумываются авиакомпании, которым сейчас предложены "освободившиеся" коммерческие права на полеты из Калининграда по Европе). А на внутрироссийских направлениях "Калининградавиа" неизбежно проигрывала мощным столичным перевозчикам. Практика показала, что без постоянного субсидирования существование "Калининградавиа" невозможно. Изюминка бизнес-схемы "КД авиа" как раз и заключается в том, что транспортная доступность для жителей Калининградской области возникает в ней как побочный эффект, а основные расходы несет транзитный пассажир, для которого, в свою очередь, перелет в Европу с пересадкой в Калининграде оказывается не только дешевле, чем через Москву, но и дешевле прямого рейса (такая вот особенность хабового ценообразования).
Другое важное и грустное последствие закрытия "КД авиа" заключается в очевидном снижении уровня реальной конкуренции на российском рынке международных авиаперевозок. Ведь хаб "КД авиа" формировал действенную альтернативу полетам из региональных центров в Европу через Москву.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS