Вот такой праздник
9 февраля гражданской авиации России исполнилось 85 лет. За эти годы произошло много славных событий, были преодолены немалые трудности и достигнуты неоспоримые успехи. Что позволяет поздравить с юбилеем всех работников отрасли воздушного транспорта.
Разумеется, нынешнее состояние отрасли нельзя оценить однозначно. Как отмечают весьма заслуженные представители НП "Клуб "Опыт"", учрежденного по инициативе ветеранов высшего руководящего звена МГА СССР, ДВТ МТ РФ, ФАС и ФСВТ, "сегодня только ленивый не ругает нашу отрасль". И действительно, критику можно услышать со всех сторон.
В начале февраля первый вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что система воздушного транспорта в России работает неэффективно, поскольку две трети внутренних воздушных перелетов пассажиров осуществляется через Москву, что снижает как эффективность, так и качество обслуживания. Действительно, тенденция концентрации перевозок в столичном узле вызывает тревогу, ее наличие не один год отмечается в аналитических докладах АЭВТ, однако надо сказать, что данная проблема лежит вне гражданской авиации — российская структура власти и экономика устроены так, что девять из десяти служебных пассажиров летят решать свои проблемы именно в Москву. А массовому пассажиру воздушный транспорт пока не по карману, но и этот вопрос стоит адресовать, скорее, к экономике в целом, а не к гражданской авиации.
Вице-премьер мог бы покритиковать и систему государственного регулирования гражданской авиации — разрозненные органы действуют в лучшем случае несогласованно, а в худшем — конкурируют между собой. При этом нормативная база пребывает в удручающем состоянии, а новые документы, которые иногда все-таки появляются, выходят в таком виде, что, как вздыхают авиаторы, уж лучше бы оставались старые. Разумеется, АЭВТ, представляя профессиональное сообщество, постоянно выдвигает предложения и рекомендации, но отраслевая ассоциация не должна и не может дублировать органы государственного регулирования, неудовлетворительно выполняющие свои прямые обязанности. Надо, впрочем, признать, что и сами авиаперевозчики далеко не всегда проявляют единство мнений по ключевым для отрасли вопросам, иногда лоббируя собственные интересы в ущерб корпоративным.
В январе произошло событие, быть может, не слишком значительное, но бросившее пятно на всю гражданскую авиацию. В распоряжение периодических изданий попал документ Ространснадзора, где были перечислены результаты внеплановой инспекции авиакомпании "Скай Экспресс" и содержались некие довольно решительные рекомендации. Документ был разослан по электронный почте с анонимного адреса, к тому же можно было заподозрить, что после сканирования в документе что-то подчищено. Минтранс и "Скай Экспресс" подтвердили факт проведения инспекции, однако на момент массовой рассылки она еще не была завершена — похоже, редакциям был подброшен промежуточный вариант документа.
По словам представителей компании "Скай Экспресс", большинство замечаний, обнаруженных в ходе проверки, было оперативно устранено, а некоторые тезисы, приведенные в подброшенном документе, вообще не подтвердились. Однако "Скай Экспресс" и Ространснадзор оказались втянутыми в публичную дискуссию, что поставило в неудобное положение как авиаперевозчика, так и надзорный орган.
Подобную массовую рассылку документа по итогам незаконченной проверки с неясным вердиктом можно расценить как недобросовестное поведение конкурентов на рынке авиаперевозок. Очевидно, что такие способы конкурентной борьбы отрицательно влияют не только на отдельно взятую компанию, но и на всю отрасль в целом, поскольку давно уже известно, что массовый читатель не способен взвешенно и объективно оценивать информацию для специалистов в столь чувствительной области, как безопасность полетов, что ведет к формированию неадекватного общественного мнения о воздушном транспорте.
Впрочем, времена меняются, а иногда происходят просто символические события. В тот самый день, когда представители российского авиасообщества праздновали в Кремлевском дворце съездов 85-летие гражданской авиации, в Москву этаким провозвестником перемен ворвался глава Virgin Group сэр Ричард Брэнсон. Со словами "Настало время прийти в Россию" Брэнсон заявил о намерении запустить низкотарифный проект на российском рынке (см. с. 4).
У Брэнсона получится. Он создает авиакомпании в разных странах. Три года потребовалось, чтобы выйти на чрезвычайно защищенный рынок США. Есть у него и компания Virgin Nigeria. По данным организации Transparency International, по уровню коррупции США занимают 20-е место в мире. А Нигерия — 147-е. Россия в этом рейтинге находится на промежуточном 143-м месте, хотя и гораздо ближе к Нигерии, чем к США. Практика показывает, что Брэнсону удается работать на самых разных рынках, так что получится и в России. А с приходом Брэнсона российская гражданская авиация не сможет оставаться прежней — придется гораздо глубже задуматься и об эффективности, и о конкурентоспособности. Да и с нормативной базой надо будет что-то сделать.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent