Холодное лето 2017-го
![Отрасль оказалась не готова к росту спроса на авиаперевозки // Леонид Фаерберг / transport-photo.com Отрасль оказалась не готова к росту спроса на авиаперевозки](http://www.ato.ru/files/styles/r-inpage-super/public/blog-image/contrail.jpg)
ATO.ru - Климатические условия в европейской части России и относительная стабилизация обменного курса рубля привели к резкому росту спроса на авиаперевозки, в особенности международные, который наблюдается весной и, судя по всему, продолжается летом. По оперативным данным Росавиации, в мае перевозки пассажиров и пассажирооборот выросли примерно на 26%, а коэффициент занятости кресел увеличился на 2 процентных пункта и достиг 79,1%.
Отрасль оказалась к этому росту не готова. Несмотря на то что все крупнейшие авиакомпании России в течение весны в большей или меньшей степени наращивали свой парк, уже сейчас на ряде туристических направлений возник дефицит провозных мощностей, что продемонстрировала ситуация с авиакомпанией "ВИМ-авиа". Можно долго разбираться в комплексе субъективных и объективных причин, но результат налицо — авиакомпания не смогла перевезти всех пассажиров, которых собиралась. Туристы на много часов застряли в аэропортах. Власти, включая двух вице-премьеров, отреагировали быстро, была создана рабочая группа по урегулированию ситуации. "ВИМ-авиа" частично сократила свою чартерную программу, потом еще раз сократила. Росавиация потребовала от всех российских чартерных авиакомпаний скорректировать свои программы перевозок, обеспечить обязательное наличие резервных бортов, использовать полностью исправные воздушные суда — без так называемых отложенных неисправностей (MEL). Забота о туристах понятна, но не менее очевидно, что рекомендации Росавиации по резервным бортам и отказу от применения общепринятой во всем мире практики использования MEL только увеличивают потенциальный дефицит провозных емкостей.
Было бы несправедливо обвинять авиакомпании в том, что они не подготовились и взяли слишком мало самолетов. Напротив. В России и так велик уровень сезонности перевозок, а после девальвации рубля и переориентации туристических потоков на внутренний рынок он стал еще выше. В этом году внутренний сезонный рост совпал с очень сильным ростом на международных линиях, стимулированным, как мы уже сказали, стабильным рублем и холодным летом. В результате избыток парка в низкий сезон оборачивается его дефицитом в высокий сезон, мы об этом писали еще полтора года назад.
Так что авиакомпаниям ни в коем случае не следовало чрезмерно расширять парк, который будет зимой простаивать и приносить убытки. Им следовало поднять цены. Тогда не было бы проблемы с туристами, которые 10 часов провели в аэропорту. Они бы просто остались дома и никуда не полетели. А те, которые полетели, заплатили бы гораздо больше, чем сейчас.
Разумеется, это звучит цинично и противоречит распространенному тезису о том, что авиаперевозки в России чересчур дорогие. С этим тезисом я тоже согласен, и предпочел бы летать дешевле, а еще лучше — почти бесплатно. Как в метро или на автобусе. Однако причина относительно высоких цен — не в сверхприбылях авиакомпаний, которых нет, за исключением, надо признать, тех денег, которые принесла конвертация валютных доходов по вдвое более выгодному курсу. Основная причина — в общей пока еще неэффективности российской экономики, высоких накладных расходах и транзакционных издержках, низком курсе рубля (что тоже проблема экономики, а не авиакомпаний).
В феврале мы описывали возможные риски неоправданного расширения парка, предполагая при этом, что гражданская авиация в 2016 г. получила все-таки положительный финансовый результат. Наш прогноз основывался на данных за 9 месяцев. Предварительные итоги всего года показывают, что тем не менее отрасль сработала в минус. Суммарная выручка авиакомпаний составила примерно 1 трлн руб., при этом по словам президента АЭВТ Владимира Тасуна, суммарный убыток получился около 10 млрд руб., причем на внутренних линиях убыток составил 33 млрд руб., так что полученная на МВЛ прибыль в размере 23 млрд руб не смогла его перекрыть. Более того, убыток на ВВЛ был получен в условиях льготного режима по НДС (10% вместо 18%), который позволил авиакомпаниям получить дополнительно около 38 млрд руб. (при условии, что авиакомпании сохраняют прежнюю цену на билеты, а не снижают ее за счет меньшего НДС).
Полученные результаты говорят о глубокой убыточности отрасли, а нынешний дефицит емкостей — о том, что авиакомпании не смогли в силу множества объективных и субъективных причин адекватно повысить тарифы и выйти в прибыльность. Так что отрасль как была, так и остается в системном кризисе. А если учесть, что льгота по НДС истекает в конце 2017 г. и шансов на ее продление немного (а зачем, считает Минфин, ведь отрасль демонстрирует потрясающий рост), можно полагать, что ситуация с хронической убыточностью отрасли будет ухудшаться и дальше.
Так что зима окажется еще холоднее.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
Комментарии
Gloria-7-XP
ср, 14/06/2017 - 09:18
balachoff
вс, 18/06/2017 - 20:37
balachoff
вс, 18/06/2017 - 20:46