Обращение редакции АТО
В условиях столь бурных изменений вряд ли кто-нибудь возьмется предсказать, каким станет для отрасли новый, 2005 год. Граничные условия существования рынка изменились и могут достаточно резко и непредсказуемо меняться и дальше, и его участники будут искать способы не только выжить в этих условиях, но и захватить новые высоты.
Новости авиакомпаний
В конце октября в Ереване в торжественной обстановке состоялась презентация измененного облика авиакомпании; новый фирменный стиль и окраска самолетов введены с 25 октября.
В конце октября ФГУАП "Пулково" подписало с американской лизинговой компанией International Lease Finance Corp. протокол о намерениях, предусматривающий передачу российской авиакомпании двух самолетов Boeing 737-500 в операционный лизинг сроком на пять лет.
Вторая по объемам пассажироперевозок авиакомпания России начала вывод из эксплуатации восьми самолетов Ту-154Б.
Пополнив свой парк западными лайнерами, "Белавиа" стала еще одной авиакомпанией из СНГ, начавшей борьбу с российскими перевозчиками за российского же пассажира.
В начале ноября немецкий "дешевый" перевозчик Air Berlin и его австрийский партнер, "бюджетная" авиакомпания Niki, приняли решение приобрести 110 самолетов Airbus A320.
Национальный перевозчик Канады, Air Canada, стал первой крупной сетевой авиакомпанией, решившей построить свой бизнес на "малобюджетной" модели.
Если правительство Беларуси стало первым официальным эксплуатантом BBJ на территории постсоветского пространства, то государственный концерн "Азербайджан Хава Йоллары", первым в СНГ заказавший лайнер Airbus ACJ, пока только готовится к приходу "обновки".
С конца октября израильский национальный перевозчик, авиакомпания El Al Israel Airlines, сменила аэропорт базирования в Москве с "Шереметьево" на "Домодедово".
В конце ноября западносибирский авиаперевозчик разместил через ООО "Ютэйр-Финанс" на ММВБ выпуск облигаций сроком обращения 2 года на сумму 1 млрд руб.
Этой осенью Беларуси был передан самолет Boeing Business Jet 2, оборудованный VIP-салоном на мощностях американской компании DeCrane Aircraft.
Красноярская авиакомпания продолжает собирать союзников под знамена своего альянса авиаперевозчиков.
Сразу два американских перевозчика, ATA Airlines и Independence Air, позиционировавшие себя как авиакомпании-без-излишеств, оказались на грани банкротства.
В декабре авиакомпания Lufthansa открыла в аэропорту Франкфурта терминал, предназначенный для обслуживания исключительно пассажиров первого класса и наиболее привилегированных членов программы поощрения часто летающих пассажиров клуба Miles & More
В ближайшем будущем у европейских пассажиров появится возможность использовать свой мобильный телефон для регистрации на рейс.
В начале ноября Alitalia, национальный перевозчик Италии, открыла регулярные рейсы в Санкт-Петербург.
Конкурс "Крылья России — 2004" открыт.
Авиакомпании
Исполнительный директор авиакомпании AirBridge Cargo Стенли РЭЙТ рассказал о том, как сейчас идут дела в АВС и каковы планы на следующий год.
После расширения ЕС начался небывалый бум на латвийском рынке авиаперевозок: местная и иностранные авиакомпании открывают новые линии
Российским авиаперевозчикам грозит топливный кризис
За десять лет начавшая с нуля украинская авиакомпания "Аэросвит" превратилась в лидера рынка авиаперевозок своей страны
Новички в эксплуатации иностранной авиатехники накапливают опыт - иногда болезненный
Авиационный форум "Крылья России"
21-22 октября в Москве состоялся второй Международный авиационный форум "Крылья России", организованный журналом "Авиатранспортное обозрение" при участии Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и консультационной компании Infomost.
Аэропорты
Внятной государственной политики в отношении аэропортов как не было, так и нет, считает технический директор аэропорта "Кольцово" Сергей Хоробрых. "Сейчас активно обсуждается идея "базовых" аэропортов, но никто так толком и не сказал, чем "базовый" аэропорт будет отличаться от "небазового", какую поддержку он получит от государства", - говорит он.
Дюссельдорф, без преувеличения, можно считать притягательным направлением для авиакомпаний: здесь крайне востребованы перевозки бизнес-классом
Концепции бизнеса авиакомпаний эволюционируют, узловые аэропорты также изменяют стратегии своего выживания. Но некоторые из них не хотят ничего менять
Европейские авиакомпании поддерживают планы реконструкции аэропортов, но не хотят увеличения своих расходов
Текущая ситуация на рынке авиатоплива
Противоречия между политическими силами и законами рынка приводят к изменению правил игры для европейских узловых аэропортов
Власть и бизнес
Нормальная жизнедеятельность гражданской авиации возможна только при условии надлежащего законодательного и нормативного обеспечения. Этот банальный тезис не стоило бы и повторять, если бы не одно удручающее обстоятельство - нынешнее правовое поле представляет собой весьма болотистую местность.
Информационные технологии
Об опыте сотрудничества с российскими перевозчиками и наметившихся тенденциях в отрасли рассказал Леонид МАРГУЛИС, менеджер по работе с корпоративными клиентами компании Hewlett-Packard.
Если отечественные авиакомпании не добьются внедрения в России технологии электронных билетов, они рискуют потерять большую часть интерлайн-соглашений с зарубежными перевозчиками
Перспективы и проблемы внедрения ERP-систем в авиакомпаниях
Список опубликованных статей
Новости промышленности
В середине ноября на НПО "Сатурн" поступили две партии оборудования - из Франции и Японии. Часть этих станков будет использоваться для производства компонентов двигателя SaM146.
Бюджет России на 2005 г. еще не был окончательно утвержден к моменту подписания номера в печать, однако результаты третьего чтения позволяют надеяться, что в следующем году авиапром получит немалые деньги, которые к тому же не разойдутся по всей отрасли, а будут использованы целевым образом.
В конце ноября правительство России одобрило сделку по покупке Европейской авиационной, оборонной и космической компанией пакета акций корпорации "Иркут".
13 ноября совет директоров ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" подтвердил решение о завершении четвертого этапа программы разработки регионального самолета RRJ.
В Париже, в рамках заседания российско-французского Совета по экономическому, финансовому, промышленному и торговому сотрудничеству, в середине ноября был подписан меморандум о поддержке правительством Франции программы RRJ.
В начале декабря авиакомпания "КрасЭйр" подписала меморандум с "Ильюшин Финанс Ко" об условиях финансового лизинга 12 машин Ан-148 на срок 15 лет.
Во второй декаде ноября Москву посетил президент и старший исполнительный директор компании Boeing Гарри Стоунсайфер, который подписал с министром промышленности и энергетики РФ Виктором Христенко меморандум о взаимопонимании.
В конце ноября стало известно, что Федеральная служба безопасности может заказать на самарском "Авиакоре" два самолета Ан-140, вероятно, с целью их использования в качестве транспортной машины для пограничников.
Промышленность
Интервью с коммерческим директором НПО "Сатурн" Василием Даниловым
Даже на фоне других отраслей отечественной промышленности эффективность труда в авиапроме удручающе низка