АТО-телеграф за 02/2020
Объемы перевозок в московском аэропорту Шереметьево в январе сократились на 5,3% по сравнению с тем же месяцем 2019 г. — до 3,4 млн чел. В то же время количество пассажиров, обслуженных в аэропортах Внуково и Домодедово, возросло на 9,1% (до 1,6 млн чел.) и на 13,2% (до 2 млн чел.) соответственно.
По всей видимости, на отрицательном результате Шереметьево за первый месяц 2020 г. сказалось снижение объемов перевозок его базовой авиакомпании "Аэрофлот". Перевозчик обслужил в прошлом месяце 2,6 млн пасс., что на 5,3% меньше, чем за аналогичный период 2019 г.
GTLK Asia 6 февраля приобрела у лизинговой компании Aergo Capital Limited два самолета Boeing 737-900ER, которые находятся в аренде у индонезийской авиакомпании Lion Air. Эта сделка стала еще одним важным шагом к расширению географии и укреплению позиций международной лизинговой платформы GTLK Global Business на авиационных рынках Азии.
GTLK Global Business была создана как группа дочерних компаний ПАО "ГТЛК" для развития экспорта лизинговых услуг и содействия экспорту российской высокотехнологичной продукции, в первую очередь авиатехники, рассказывал в апреле 2019 г. представитель GTLK Global Business Алексей Пономарев. Платформа включает в себя три дочерние компании: GTLK Europe (создана в 2012 г. в Республике Ирландия), GTLK Asia (создана в сентябре 2018 г. в Гонконге) и GTLK Middle East (создана в октябре 2018 г. в ОАЭ).
В свою очередь, Lion Air является одной из самых крупных авиакомпаний в Юго-Восточной Азии. На конец 2019 г. флот перевозчика насчитывал 120 ВС.
Как сообщает издание ch-aviation, Delta Air Lines увеличила свою долю в группе компаний Hanjin KAL (включает Korean Air) с 9,21 до 11,00%. Впервые американская авиакомпания инвестировала в группу в июне прошлого года, купив 4,3% акций холдинга.
Delta Air Lines и Korean Air входят в один и тот же авиационный альянс SkyTeam. В 2018 г. авиакомпании анонсировали создание СП, через которое планировали управлять перевозками на маршрутах в Северной и Южной Америке и в Азии, а также проводить совместный маркетинг и координировать расписание рейсов.
Холдинг Hanjin контролируется корейской семьей Чо. Одним из крупнейших акционеров холдинга с 16% акций также является Корейский фонд улучшения корпоративного управления (KCGI). Последний хочет более независимого управления для холдинга и обеспокоен тем, что Delta может выступить в роли "белого рыцаря", который проголосует за семью Чо, учитывая партнерство перевозчика с Korean Air.
Как сообщает Интерфакс со ссылкой на заместителя председателя правительства РФ Татьяну Голикову, "Аврора" будет работать в режиме чартера вплоть до вывоза из Южной Кореи всех граждан России. "Аэрофлот" будет летать из Южной Кореи в Москву, прилетающие будут проходить через терминал F в Шереметьево. Кроме того, с 28 февраля будет введен запрет на выдачу транзитных и обычных виз гражданам Ирана, кроме деловых и гуманитарных.
Меры принимаются в связи с ростом заболеваемости новым типом коронавируса COVID-19 в Иране и Республике Корея. В S7 Airlines уже отметили, что запрет на полеты в Южную Корею любым авиакомпаниям, кроме "Аэрофлота" и "Авроры", означает вывод с линии одного из ключевых игроков рынка — авиакомпании S7, которая обеспечивает 20% пассажиропотока на маршрутах из РФ в республику. Оператор считает это грубым нарушением конкуренции на рынке авиаперевозок. S7 Airlines выполняет до 14 рейсов в неделю в Сеул из Владивостока, до 4 рейсов в неделю — из Новосибирска, до 3 рейсов — из Иркутска.
Холдинг “Вертолеты России” передал ВС компании “Газпромбанк Лизинг”. Эксплуатантом машины в рамках договора лизинга станет авиакомпания "Русские вертолетные системы" (РВС).
“Передача первого вертолета Ми-38 — важный этап, подтверждающий готовность Казанского вертолетного завода к серийным поставкам машин данного типа как для коммерческих эксплуатантов, так и для госзаказчиков. Прогнозируемая потребность потенциальных покупателей в Ми-38 до 2030 г. составляет более 100 машин”, — сказал гендиректор холдинга Андрей Богинский.
Транспортная версия вертолета Ми-38, который занимает нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26, получила сертификат в 2015 г. В августе 2019 г. в сертификат типа ВС были внесены два одобрения главного изменения — на салон повышенной комфортности и систему кондиционирования воздуха. Два вертолета в военно-транспортной модификации были поставлены Минобороны в конце 2019 г.
Разработка Ми-38 ведется с 1980-х гг. Первый опытный образец поднялся в воздух в 2003 г., первый полет второго прототипа Ми-38 состоялся в 2010 г.
Широкофюзеляжный самолет Boeing 767 украинского перевозчика прошел техобслуживание по форме C-check на базе MIAT Technics в Улан-Баторе в конце января — начале февраля. МАУ стали пятой авиакомпанией из СНГ, воспользовавшейся услугами монгольских специалистов для выполнения тяжелой формы ТО. MIAT Technics вышел на рынок СНГ в 2016 г. Среди клиентов монгольского провайдера есть четыре российские авиакомпании.
Согласно данным Росавиации, сертификат был выдан ООО "СкайЛайт" 28 января 2020 г. Парк компании состоит из двух вертолетов EC130 T2, а аэропортом базирования указан Иваново (Южный).
По информации ATO.ru, "СкайЛайт" — это авиакомпания, созданная для запуска проекта авиатакси на легких бизнес-джетах HondaJet Elite. Из данных ЕГРЮЛ следует, что учредителями перевозчика являются Ираклий Литанишвили и Михаил Серебряков.
Запуск проекта аэротакси намечен на вторую половину 2020 г. На МАКС-2019 "СкайЛайт" подписала соглашение с ГТЛК о намерении приобрести HondaJet Elite в количестве не более трех ВС. Ожидается, что цена летного часа на компактных японских самолетах будет существенно ниже, чем на более крупных деловых ВС, что позволит сформировать новую нишу доступных рейсов бизнес-авиации.
Крупнейшая казахстанская авиакомпания Air Astana в 2023 году заменит самолеты Boeing 767-300ER на Boeing 787 Dreamliner. Об этом говорится в официальном сообщении перевозчика по результатам встречи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с главой Air Astana Питером Фостером. Сейчас в парке авиакомпании три B-767 пассажировместимостью 223 чел. (30 мест в бизнес-классе, 193 — в экономическом). Эти ВС Air Astana получила в 2013–2014 гг. с завода-изготовителя. Впервые о желании перевозчика приобрести Dreamliner стало известно в 2012 г. Но реализация намерений неоднократно переносилась. Обнародование планов по B-787 на встрече с новым президентом Казахстана говорит о том, что проект все-таки будет реализован.
Самолет Ту-204-100С (RA-64052; эксплуатируется авиакомпанией "Авиастар-ТУ") совершил 21 февраля первый рейс из нового грузового терминала аэропорта Жуковский. Основу отправленной почтовой партии составили частные посылки и товары российской e-commerce. Маршрут самолета: Жуковский—Красноярск—Норильск.
Как отмечает пресс-служба аэропорта, этот рейс стал первым крупным консолидированным отправлением, обслуженным в новом терминале "Жиа Карго" (дочерняя компания "Рампорт Аэро") — грузового оператора Жуковского.
Грузовой терминал был открыт 5 февраля, его производственная мощность — 100 тыс. т/год. В терминале пока обслуживаются внутренние грузы, отправления из стран Таможенного союза и осуществляются международные экспортные операции. В марте 2020 г. аэропорт завершит лицензирование таможенной инфраструктуры, что снимет ограничения на импорт грузов.
По данным агентства Интерфакс, оба Ту-204-100С, принадлежащие "Почте России", перевезли в 2019 г. почти 7 тыс. т почты и грузов.
На заседании совета директоров авиакомпании 21 февраля было признано целесообразным участие ПАО "Аэрофлот" в Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), а также в Национальной ассоциации трансфера технологий (НАТТ) и в Международном конгрессе промышленников и предпринимателей (МКПП).
Вопросы об участии в этих ассоциациях будут вынесены на рассмотрение общего собрания акционеров ПАО "Аэрофлот" при условии получения соответствующих директив правительства РФ.
"Аэрофлот" вышел из состава АЭВТ в конце 2015 г. Как писал тогда "Коммерсант", выход перевозчика из ассоциации "назревал уже давно". В частности, жесткую реакцию ассоциации вызвала безальтернативная передача "Аэрофлоту" наиболее прибыльных зарубежных маршрутов обанкротившейся "Трансаэро".
Напомним, что в весенне-летнюю навигацию "Аэрофлот" начнет развитие своего нового международного хаба в аэропорту Красноярска. Авиакомпания планирует выполнять оттуда полеты по 12 новым для перевозчика направлениям (Симферополь, Сочи, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Омск, Новосибирск, Братск, Иркутск, Якутск, а также Пекин и Санья) с организацией волнового расписания. Практически по всем этим направлениям сегодня из Красноярска летают другие российские авиакомпании.
Базирующийся в Красноярске парк "Аэрофлота" будет состоять из самолетов Superjet 100 и Boeing 737-800. Сегодня из аэропорта авиаперевозчики группы летают по следующим направлениям: "Аэрофлот" — в Москву (Шереметьево), "Россия" — в Санкт-Петербург, "Победа" — в Москву (Внуково) и Сочи, а также "Аврора" во Владивосток и Хабаровск.
Развитие "Аэрофлотом" хаба на базе воздушной гавани должно поспособствовать увеличению ее пассажиропотока: в 2019 г. он снизился на 0,7%, до 2,57 млн чел., по сравнению с 2018 г.
Об этом журналистам рассказал президент авиакомпании Евгений Дыхне, передает портал avianews. По итогам 2019 г. перевозчик получил убыток в 2,7 млрд грн. (7 млрд руб). В январе текущего года результат был значительно лучше плана, чему способствовала программа сокращения издержек, начатая в конце 2019 г., в результате которой маршрутная сеть оператора сократилась более чем на 20%.
В планы МАУ входит развитие транзитной сети за счет направлений на юге из-за ограничений при полетах на восток. Среди потенциальных направлений — Эр-Рияд в Саудовской Аравии, Бейрут в Ливане и Аддис-Абеба в Эфиопии.
До конца года МАУ намерены вывести из флота два оставшихся возрастных Boeing 767 (UR-GEA 1991 г. выпуска и UR-GED 1993 г.) и сейчас ищет им замену — более молодые самолеты этой модели. В случае если закрытые для транзита маршруты снова станут доступными для полетов, в качестве приоритетных ВС для развития восточной сети МАУ рассматривают B-737MAX и B-777.
Как сообщает российский лоукостер, в прошлом году он перевез 10,3 млн чел., что на 43% больше, чем в 2018 г. Средняя занятость кресел осталась на уровне 94%, а показатель пунктуальности авиакомпании вырос с 92,8 до 93,7%.
В 2019 г. лоукостер продал 460 тыс. билетов по минимальным тарифам 499/999 рублей с учетом всех аэропортовых сборов. В целом, как отмечают эксперты метапоисковика Aviasales, в течение прошлого года билеты "Победы" на внутрироссийские рейсы были дешевле билетов других авиакомпаний на 22,5%, на международные — на 22,7%.
Флот перевозчика вырос с 24 до 30 самолетов Boeing 737-800, средний возраст которых составляет 2,3 года.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, согласно которому авиакомпаниям теперь не нужно будет помимо сертификата эксплуатанта получать в Росавиации лицензию на пассажирские или грузовые авиаперевозки. Соответствующие поправки были внесены в Воздушный кодекс и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект также признает утратившим силу положение Воздушного кодекса, указывающее на возможность лицензирования деятельности по выполнению авиационных работ.
Внесенные изменения призваны устранить дублирование процедур сертификации авиаперевозчиков процедурами лицензирования их основной деятельности.
"Вертолеты России" готовы начать поставки таких ВС в Китай уже в этом году, отметил гендиректор холдинга Андрей Богинский. Напомним, что в начале ноября 2018 г. "Вертолеты России" заключили контракт на поставку 20 "Ансатов" для Ассоциации медицины катастроф КНР.
Процесс валидации российского сертификата на "Ансат" был запущен в феврале 2018-го и занял два года. Холдинг также ведет работу над валидацией сертификата типа на Ми-171А2 в Китае.
Кроме того, за последние 7 лет в 45 раз увеличился транзитный пассажиропоток — до 1 млн чел. Казахстанские авиакомпании в прошлом году перевезли 8,6 млн пасс. (+9% к 2018 г.).
Сегодня Казахстан имеет воздушное сообщение по 99 международным маршрутам с 26 странами (летает 26 иностранных авиакомпаний и 3 казахстанских; выполняется 430 рейсов в неделю). С начала прошлого года было открыто 12 новых международных маршрутов; планируется к открытию еще 14.
Как сообщил 18 февраля вице-министр индустрии и инфраструктурного развития республики Берик Камалиев, в 2020 г. авиавласти Казахстана должны пройти аудит FAA, чтобы открыть полеты в США. Также в этом году завершится укомплектование АО "Авиационная администрация Казахстана" высококвалифицированными специалистами. Будет проведена проверка всех казахстанских авиакомпаний, которые выполняют регулярные пассажирские перевозки.
Об этом 14 февраля журналистам рассказал гендиректор перевозчика Андрей Калмыков, передает ТАСС. Он уточнил, что результаты будут зависеть от поставок новых самолетов Boeing 737 различных модификаций.
"Если брать сценарий без [Boeing 737] MAX и NG, которые нам передает [авиакомпания] "Россия", то мы перевезли бы в этом году около 11 млн чел. С учетом того что четыре NG мы получим, может, около 12 млн перевезем. Получим ли MAX в этом году? Не буду прогнозировать", — отметил Калмыков.
В 2019 г. "Победа" обслужила 10,3 млн пасс., что на 43,2% больше, чем в 2018-м. Таким образом, темпы роста перевозчика по итогам текущего года могут снизиться до 16,5%. Тем не менее согласно оперативным данным Росавиации, в январе авиакомпания перевезла 922,9 тыс. пасс. (+34%) и заняла третье место в топ-5 крупнейших перевозчиков РФ.
Воздушное судно с регистрационным номером VP-BTB прибыло с завода Airbus в Тулузе в Новосибирск 17 февраля. Борт стал 20-м по счету A320neo и 24-м ВС этого ремоторизованного семейства в парке авиакомпании; перевозчик также эксплуатирует четыре A321neo.
Ранее в S7 Airlines сообщали, что в 2020 г. авиакомпания планирует получить 10 A320neo. С учетом нового ВС совокупный флот группы S7 состоит из 101 борта. По данным авиакомпании, в январе текущего года группа обслужила 1,37 млн пасс. (+16,8% к январю 2019 г.)
Аэропорт получил положительное заключение Госэкспертизы на проектную документацию, идет прием заявок на участие в тендере на строительство первого этапа нового терминального комплекса общей площадью 56 тыс. кв. м. Генподрядчик проекта будет выбран в начале апреля. Стартовая цена контракта на строительно-монтажные работы — 13,5 млрд руб. Строительство первого этапа должно быть завершено до 1 апреля 2022 г.
Весь проект, на который будет выделено порядка 20 млрд руб. частных инвестиций, планируется реализовать к 2025 г. в два этапа. После чего общая площадь аэровокзала Толмачево должна составить более 100 тыс. кв. м. К 2022 г. аэропорт рассчитывает обслуживать до 10 млн чел./год.
Комплексное развитие Толмачево реализуется в формате масштабного государственно-частного партнерства, в рамках которого также планируется реконструкция обеих ВПП. Кроме того, на территории аэропорта завершается строительство логистического центра "Почты России" общей площадью около 50 тыс. кв. м и производительностью до 1 млн отправлений в сутки.
Об этом сообщило Торговое представительство США. Осенью 2019 г. США выиграли крупнейшую арбитражную награду в истории Всемирной торговой организации (ВТО) в споре с ЕС по поводу незаконных государственных субсидий Airbus. Ущерб, понесенный американской корпорацией Boeing, был оценен ВТО в 7,5 млрд долл. ВТО разрешила ввести США 100%-ные таможенные пошлины на импортируемые европейские продукты на эту сумму. Однако сначала был введен только 10%-ный таможенный сбор на ВС и 25%-ный сбор на другие товары.
В Airbus отметили, что решение Торгового представительства США о повышении пошлин "еще больше усиливает торговую напряженность между США и ЕС, создавая тем самым большую нестабильность для американских авиакомпаний, которые уже страдают от нехватки самолетов". Европейский авиастроитель надеется, что позиция представительства изменится, особенно когда ВТО разрешит ЕС вводить тарифы на самолеты Boeing, включая 737MAX, 787 и 777 в период с мая по июнь.
Azur Air совместно с туроператором Anex Tour открывает рейсы на Сицилию из Москвы. Полеты из аэропорта Внуково в Катанию начнутся 6 июня 2020 г. и будут выполняться раз в неделю на самолетах Boeing 737-800, рассчитанных на перевозку 189 пасс. в экономклассе.
Катания станет шестым европейским направлением Azur Air в летнем расписании. Также в маршрутной сети перевозчика в летнем сезоне присутствуют рейсы из ряда российских городов в Бургас (Болгария), Барселону и Пальму-де-Майорку (Испания), Ларнаку (Кипр) и Тиват (Черногория). Всего в летнем сезоне авиакомпания планирует выполнять рейсы из 42 регионов по 25 международным туристическим направлениям.
ООО "Шереметьево холдинг" — материнская компания АО "МАШ" (оператор Шереметьево, 8-го по пассажиропотоку аэропорта в Европе) — подало заявку в Росимущество на исполнение опциона по выкупу госпакета акций АО "МАШ". Об этом пишут "Ведомости". Росимуществу принадлежит 30,46% акций АО "МАШ". Но когда состоится выкуп госпакета, прогнозировать сложно. Так, частные акционеры Внуково задействовали свой опцион на выкуп госпакета третьего по пассажиропотоку российского аэропорта весной 2018 г. Спустя почти два года сделка не совершена из-за отсутствия соответствующего распоряжения правительства.
А330-800 является менее вместительным представителем семейства А330neo, куда также входит модель A330-900 (сертифицирована в сентябре 2018 г.). Ранее сертификация A330-800 была намечена на 2019 г.
Сертифицированный с максимальным взлетным весом 242 т для дальности полетов до 13890 км, A330-800 может вмещать от 220 до 260 пасс. в трехклассной компоновке или до 406 пасс. в одноклассной компоновке. На сегодняшний день на самолеты семейства A330neo получено 337 твердых заказов от 22 операторов, из которых всего 14 заказов приходится именно на модель A330-800.
Учитывая общий спрос заказчиков на широкофюзеляжные машины, Airbus ожидает, что поставки A330 будут составлять примерно 40 ВС в год начиная с 2020 г.
По данным ICAO, на сегодня уже 70 авиакомпаний отменили все свои международные рейсы в/из материкового Китая и еще 50 — значительно сократили программу полетов в КНР из-за нового коронавируса COVID-19. Это привело к сокращению провозных емкостей зарубежных перевозчиков на маршрутах в/из Китая на 80% и к снижению на 40% провозных мощностей у китайских операторов.
Ранее планировалось, что в I квартале 2020 г. провозные емкости на маршрутах в/из КНР, наоборот, увеличатся на 9%.
Общее снижение пассажиропотока на рейсах в/из Китая в январе–марте ожидается на уровне 39–41%, или 16,4–19,6 млн чел., что эквивалентно сокращению операционных доходов авиакомпаний на 4–5 млрд долл. Причем эта сумма не включает сокращения доходов от внутренних перевозок в КНР и от международных грузовых перевозок, доходов аэропортов, поставщиков аэронавигационного оборудования и др.
По итогам 2019 г. производитель поставил заказчикам 332 вертолета — на 24 ВС, или на 7%, меньше, чем в 2018 г. Количество заказов также сократилось — до 310 машин (включая 25 H225 Super Puma, 23 NH90, 10 H160 и другие модели) по сравнению с заказами на 381 вертолет в 2018 г.
Выручка вертолетного сегмента Airbus в прошлом году выросла всего на 1%, до 6 млрд евро.
В прошлом году выручка Airbus возросла на 11%, до 70,5 млрд евро, в основном за счет поставок коммерческих самолетов. Были собраны заказы на 81,2 млрд евро, однако чистый убыток компании составил 1,4 млрд евро по сравнению с 3,0 млрд евро прибыли в 2018 г.
В прошлом году производитель отметилcя рекордными поставками, передав заказчикам 863 самолета и собрав заказы на 768 машин. В частности, поставки самолетов семейства A320neo увеличились на 43%, до 551 ВС. Доходы подразделения возросли на 14%, до 54,8 млрд евро.
По итогам 2020 г. авиастроитель рассчитывает поставить 880 ВС. Подробнее о финансовых итогах Airbus можно узнать на сайте компании.
1 июня в маршрутной карте Air Astana появится второе индийское направление. С лета 2020 г. ведущая казахстанская авиакомпания полетит в крупнейший индийский город Мумбай (население агломерации около 30 млн чел.) — значимый узел международных путей сообщения, один из важнейших экономических и культурных центров страны. Рейсы — четыре раза в неделю — будут выполняться на самолетах A320. В Air Astana называют Индию "одним из крупных транзитных рынков". В столицу Индии Дели казахстанский перевозчик летает с 2004 г.
Кардинальная смена имиджа летного персонала узбекистанской авиакомпании произошла впервые за 15 лет, сообщила Uzbekistan Airways. Впервые в 28-летней истории перевозчика в состав форменной одежды девушек-бортпроводников введено платье с коротким рукавом. В проекте по созданию новой форменной одежды принимали участие узбекистанские и иностранные специалисты. Подбор тканей и пошив первой партии основного комплекта осуществила турецкая Dress Best Uniforms, которая работала с такими авиакомпаниями, как Turkish Airlines, flydubai, Аlbania Airlines, Flynas. Фотографии новой униформы можно посмотреть здесь.
В холдинге S7 Technics — ведущем российском провайдере услуг по ТО ВС — произошли структурные изменения. Теперь под брендом S7 Technics работает только провайдер "С7 Инжиниринг". Ранее фирменное наименование S7 Technics также использовали ООО "Инжиниринг" (управляющая компания холдинга) и новосибирский провайдер "Сибирь Техник". Теперь компания "Инжиниринг" будет курировать проекты в сфере промышленного производства и разработок. А персонал и сертификаты "Сибирь Техник" переведены в "С7 Инжиниринг" (S7 Technics). Отметим, что ранее весь бизнес по авиаперевозкам группы S7 был сосредоточен в авиакомпании "Сибирь". Сертификат "Глобуса" по заявлению самого эксплуатанта приостановлен.
Более подробно о произошедших изменениях можно узнать из пресс-релиза S7 Technics.
Пассажиропоток "Уральских авиалиний" по итогам января вырос на 15% (к январю 2019 г.), до 693,6 тыс. чел. Двузначные темпы роста за 1-й месяц года авиакомпания демонстрирует третий раз за несколько прошедших лет. В январе 2019 г. "Уральские авиалинии" увеличили количество перевезенных пассажиров на 6,6%, в январе 2018 г. — на 19,7%, в январе 2017 г. — на 35,1%, в январе 2016 г. — на 7,5%. В январе 2015-го пассажиропоток авиакомпании к январю 2014 г. снизился на 2,8%. В "Уральских авиалиниях" сообщили ATO.ru, что по итогам 2020 г. авиакомпания планирует впервые в истории перевезти свыше 10 млн пасс. То есть перевозчик намерен увеличить пассажиропоток к уровню 2019 г. минимум на 4,0%.
Якутская авиакомпания "Полярные авиалинии" (ПАЛ) по итогам 2020 г. рассчитывает перевезти на 50% пассажиров больше, чем в 2019 г. По динамике этого показателя региональный госперевозчик займет первые места среди всех авиакомпаний РФ. Причина значительного роста — передача в ПАЛ в прошлом году 6 Ан-24 из материнской "Якутии". По итогам 2018 г. пассажиропоток ПАЛ снизился почти на 1%, до 107,2 тыс. чел. В 2019 г. перевозчик вернулся к росту — почти на 4% и 111,2 тыс. пасс. По этому показателю ПАЛ в 2018 г. занимали 32-е место в отрасли, теперь авиакомпания занимает 30-е место.
Услугами крупнейшего регионального аэропорта России (в 2019 г. уступил только Пулково) в течение первого месяца 2020 г. воспользовалось 463,4 тыс. чел. Сочи стал первым аэропортом из топ-5, отчитавшимся о работе за январь 2020 г. Итоги Сочи подтверждают, что вся гражданская авиация России должна закончить этот год ростом пассажироперевозок.
У "Аэрофлота" стало 27 код-шеринговых партнеров: 3 российских авиакомпании ("Аврора", "Россия", S7) и 24 иностранных. Первые рейсы в рамках сотрудничества с Japan Airlines (JAL) стартуют с началом весенне-летней навигации 2020 г., 29 марта. Соглашение между "Аэрофлотом" и JAL затрагивает один международный маршрут (Шереметьево—Ханэда), 10 внутрироссийских и 10 внутрияпонских направлений. Перевозчики намерены увеличить количество рейсов по код-шерингу. Так, в соглашении появится направление между Москвой (Шереметьево) и Осакой — полеты по этому маршруту российская авиакомпания начнет с 1 июня.
Услугами крупнейшего украинского перевозчика воспользовалось на 0,6% пассажиров меньше, чем в 2018 г., сообщил портал Avianews. Таким образом, МАУ стали одной из немногих лидирующих авиакомпаний в ближнем зарубежье, снизивших производственную деятельность в 2019 г. Из-за запретов полетов над Россией хабовая модель МАУ дала трещину. Доля транзита в пассажиропотоке МАУ в 2019 г. составила 50,5%, годом ранее — 52,6%. Сокращение рейсов для авиакомпании почти на 5% носит плановый характер. Цель МАУ — возврат к прибыли.
126-местное ВС (рег. № VQ-BPS) выпуска 1997 г. выполняло рейс из Внуково в Усинск (северо-восток Республики Коми). На борту находилось более 90 чел. Люди эвакуированы, пожара не было. Видео телеканала "Россия 24" (ссылка). Это не первая жесткая посадка в истории "ЮТэйр". 1 сентября 2018 г. в аэропорту Сочи жесткую посадку совершил самолет B-737-800 этой авиакомпании.
На местном рынке перевозчику предстоит борьба с ведущей грузинской авиакомпанией Georgian Airways, а также с иностранными игроками — в первую очередь с лоукостером Wizz Air. Но Игорь Апциаури, бывший коммерческий директор грузинской Myway Airlines, верит в успех своего нового проекта. Для Aero Georgia он хочет привлечь европейские инвестиции. Myway Airlines создавалась за деньги китайцев. Ни у Myway, ни у других, уже закрытых местных авиакомпаний не получилось навязать борьбу опытным конкурентам. Детально об итогах работы рынка авиаперевозок Грузии в 2019 г. можно узнать из материала "Грузинские авиакомпании утратили позиции на домашнем рынке".
Таким образом, в I квартале маршрутная карта FlyArystan — низкотарифного подразделения авиакомпании Air Astana — вырастет до 16 направлений, включая 15 внутренних. С 28 февраля самолеты лоукостера начнут летать из Нур-Султана в Актюбинск (Актобе; 500 тыс. жителей). На этой линии уже летают SCAT, Qazaq Air, сама Air Astana и до недавнего времени — Bek Air. Во второй половине марта лоукостер запустит рейсы из Нур-Султана и Алма-Аты в Кызылорду (300 тыс. жителей). На обеих линиях сейчас летает только Air Astana. Весной FlyArystan получит 5-й самолет и продолжит экспансию на рынке.
В гражданской авиации России останется единственный оператор пассажирских машин этого семейства — авиакомпания "ЮТэйр" (в парке на декабрь 2019 г. было 6 B-737-400 и 27 B-737-500, по данным ФАВТ).
Сейчас Smartavia продолжает использовать три самолета B-737-500, рассказал журналистам в Архангельске гендиректор Smartavia Сергей Савостин. Авиакомпания продолжит обновлять парк ВС нового поколения B-737NG, передает спецкор ATO.ru из столицы Поморья.
С начала весенне-летней навигации 2020 г. (стартует 29 марта) "Аэрофлот" запускает красноярский хаб. Ведущий российский перевозчик на этой неделе анонсировал рейсы из аэропорта Емельяново в Якутск (на B-737-800; 6 раз в неделю) и Тюмень (на SSJ 100; ежедневно).
За счет хаба в Емельяново "Аэрофлот" хочет нарастить транзит на ВВЛ и МВЛ, а также внести вклад в выполнение поручения Владимира Путина расширить сеть межрегиональных маршрутов, минуя Москву.
Но в Якутске и Тюмени базируются проблемные перевозчики — "Якутия" (летает в Красноярск) и "ЮТэйр" (сейчас из Тюмени в Красноярск летает АТК "Ямал"). Запуск "Аэрофлотом" новых рейсов в их домашние аэропорты окажет дополнительное давление на эти авиакомпании.
С 25 октября 2020 г. "Аэрофлот" начнет летать 5 раз в неделю между Москвой (Шереметьево) и Сингапуром. На эту линию авиакомпания поставит самолет A350-900. "Аэрофлот" сообщил, что открывает новые пункты назначения в странах Азии для закрепления позиций на одном из важнейших транзитных рынков: Европа–Азия. За счет рейсов в Сингапур крупнейший российский авиаперевозчик хочет привлечь трансферный пассажиропоток из Лондона, Парижа, Цюриха, Амстердама, Рима, Мадрида, Стокгольма и других европейских городов. Сейчас регулярные рейсы из Сингапура в Москву (Домодедово) — также на самолетах A350-900 — выполняет только Singapore Airlines.
Эксплуатация широкофюзеляжных самолетов Boeing 787 по-прежнему остается в рамках стратегии развития ведущей казахстанской авиакомпании Air Astana. В пресс-службе перевозчика сообщили ATO.ru, что Air Astana ожидает этот тип ВС после 2023 г. О том, что Air Astana приобретет Boeing 787, стало известно в 2012 г. Однако реализация этого плана неоднократно переносилась. В парке Air Astana есть три широкофюзеляжных B-767-300ER (получены новыми в 2013–2014 гг.), но пока авиакомпания предпочитает развиваться за счет обновления узкофюзеляжного флота.
Итог жесткой посадки самолета B-737-800 авиакомпании Pegasus в аэропорту Стамбула в среду, 5 февраля: 3 человека погибли, более 150 доставлены в больницы.
При посадке в стамбульском аэропорту им. Сабихи Гёкчен (код IATA: SAW) разрушился самолет Boeing 737-800 (выпуска 2009 г.) лоукостера Pegasus Airlines. ВС (рег. № TC-IZK) с 171 пассажиром и 6 членами экипажа на борту выкатилось за пределы ВПП, столкнулось с бетонным ограждением и разрушилось на три части (см. видео). Все люди живы, несколько десятков человек доставлено в больницы.
Это не первое подобное авиапроисшествие в истории Pegasus с B-737-800. Так, в январе 2018 г. такой самолет перевозчика при посадке в Трабзоне съехал с ВПП и остановился только на обрыве, в нескольких метрах от Черного моря. За пределы ВПП B-737-800 компании Pegasus выкатился и совсем недавно — 7 января 2020 г., тоже после посадки в аэропорту им. Сабихи Гёкчен.
Один из лидирующих российских аэропортовых холдингов хочет управлять зарубежными активами. На NAIS-2020 гендиректор "Аэропортов регионов" Евгений Чудновский сообщил журналистам, в том числе корреспонденту ATO.ru, что холдинг наряду с "Новапортом" участвует в конкурсе по аэропорту Актау (Казахстан). "Аэропортам регионов" интересны воздушные гавани и в Узбекистане. Среди новых возможных активов холдинга в России — аэропорты Благовещенска (на них также претендует "Новапорт") и Тобольска.
93 региональных аэропорта в 4 федеральных округах (СЗФО, УрФО, СФО и ДФО) закончили 2019 г. с увеличением пассажиропотока. Но 65 местных аэропортов по итогам прошлого года показали отрицательный результат. Такие цифры на форуме NAIS-2020 привел руководитель Росавиации Александр Нерадько, передает корреспондент ATO.ru.
Несмотря на общий рост в гражданской авиации России, в сегменте местных авиаперевозок есть проблемы. По итогам 2019 г. внутри субъектов РФ было перевезено 1,97 млн чел. (снижение на 0,5% к уровню 2018 г.). По законодательству авиаперевозки внутри региона могут субсидировать только местные власти. Некоторые авиакомпании и руководители регионов уже несколько лет просят федеральный центр заняться субсидированием местных авиалиний.
Положения федеральных постановлений № 215 и № 1242, скорее всего, войдут в единый документ. В нем будут изложены новые принципы субсидирования. Об этот журналистам на NAIS-2020 сообщил министр транспорта Евгений Дитрих, передает корреспондент ATO.ru.
Пересмотр принципов субсидирования пойдет на пользу авиакомпаниям, работающим в региональным сегменте. Увеличение сроков позволит четче планировать авиапарк. Изменение принципов поддержки региональных авиалиний требуется в контексте создания нового дальневосточного перевозчика.
Новый перевозчик может быть создан как с нуля, так и на базе действующего оператора. Об этот журналистам в кулуарах форума NAIS-2020 сообщил министр транспорта Евгений Дитрих, передает корреспондент ATO.ru. По словам Дитриха, рассматриваются разные варианты, а инвесторы для проекта уже есть.
Создать авиационную компанию для перевозок на Дальнем Востоке поручил правительству Владимир Путин. Можно не сомневаться, что проект в том или ином виде будет реализован. Интересно, какая судьба ждет действующие региональные авиакомпании, базирующиеся в ДФО?
Минтранс РФ сделал расчеты и направил их в Минфин и Правительство России. Об этот журналистам в кулуарах форума NAIS-2020 сообщил министр транспорта Евгений Дитрих, передает корреспондент ATO.ru.
Российское государство продолжает заявлять о поддержке авиакомпаний бюджетным рублем. Но механизмы компенсаций разрабатываются долго. По всей видимости, российские перевозчики не получили до сих пор обещанных средств из-за прекращения полетов в Грузию. Вряд ли быстрых решений стоит ждать в случае КНР.
Таким прогнозом с журналистами в кулуарах форума NAIS–2020 поделился министр транспорта РФ Евгений Дитрих, передает корреспондент ATO.ru.
В 2019 г. российские авиакомпании перевезли 128 млн пасс. Таким образом, рост пассажироперевозок в 2020 г. к уровню прошлого года может составить около 6%. Это минимальный показатель роста за последние несколько лет. В 2019 г. пассажироперевозки выросли на 10%, в 2018 г. — на 11%, в 2017 г. — на 19%. В 2016 г. количество пассажиров, перевезенных авиакомпаниями РФ, снизилось к уровню 2015 г. на 4%.
3 февраля первый рейс по маршруту Тегеран—Душанбе—Бишкек—Тегеран совершил на самолете B-737-300 иранский перевозчик Varesh Airlines.
Varesh Airlines — вторая авиакомпания, запустившая рейсы в Киргизию за последние полгода. В октябре 2019 г. в аэропорт Ош начал летать кувейтский перевозчик Jazeera Airways. Киргизские авиавласти отмечают, что приход новых игроков на местный рынок авиаперевозок стал возможен благодаря введению в начале 2019 г. пятой степени свободы воздуха.
Таким прогноз поделился на форуме NAIS–2020 первый замгендиректора АО "МАШ" Андрей Никулин, передает корреспондент ATO.ru.
Пассажиропоток крупнейшего аэропорта России к уровню 2019 г. может вырасти на 4%, грузопоток — на 21%. В прошлом году на долю Шереметьево пришлось 22% пассажиропотока всех аэропортов страны. Таким образом, можно ожидать что по итогам текущего года российские авиакомпании суммарно увеличат пассажироперевозки. Но темпы их роста снизятся.