АТО-телеграф за 01/2022
Работающая в формате низкобюджетных перевозок авиакомпания Smartavia (5N) увеличивает количество направлений, выполняемых из аэропорта Мурманск (MMK), до 10 в весенне-летнюю навигацию.
К круглогодичным рейсам из главной воздушной гавани Заполярья в Москву и Санкт-Петербург, а также традиционным в летнем сезоне — в Анапу, Симферополь, Сочи и Калининград добавятся четыре новых направления. С июня по август Smartavia будет выполнять полеты в Воронеж, Краснодар, Ростов-на-Дону и Белгород (с частотой раз в неделю). Рейсы в Белгород и Воронеж будут выполняться в рамках программы субсидирования.
"Мы видим перспективы прямых рейсов point-to-point между городами, минуя московский авиаузел, благодаря спросу, экономии на пересадках и выгодным ценам на билеты, что сделает воздушные путешествия практически для всех наших пассажиров доступными", — отметила коммерческий директор авиакомпании Светлана Родионова.
В рамках расширения собственной авиатопливной сети компания "Газпромнефть-Аэро" завершила сделку по приобретению 51%-ной доли в уставном капитале топливозаправочного комплекса международного аэропорта Ош в Киргизии. Новое предприятие обеспечивает заправку в крыло внутренних и международных рейсов во втором по объему пассажиропотока аэропорту республики. Поставки авиатоплива осуществляются с Омского НПЗ "Газпром нефти".
Ош — транспортный хаб, связывающий южные регионы Киргизии со столицей страны Бишкеком. Помимо внутренних авиаперевозок из аэропорта выполняются международные рейсы более чем по 30 направлениям, в том числе в Москву, Дели и Стамбул. Среди авиакомпаний, осуществляющих рейсы, местные Avia Traffic, Air Manas, Tez Jet, а также Jazeera Airways (Кувейт), российские "Аэрофлот", S7 Group, Nordwind и "Уральские авиалинии".
"Одним из ключевых направлений стратегии развития "Газпромнефть-Аэро" до 2030 года является расширение собственной сбытовой сети более чем до 100 топливозаправочных комплексов. Новый авиатопливный актив в Оше стал шестьдесят шестым топливозаправочным комплексом компании и вторым в Киргизии", — отметил Владимир Егоров, гендиректор "Газпромнефть-Аэро".
Компания начала заправлять самолеты в главном аэропорту республики Манасе (Бишкек) в 2011 году. Здесь реализацию топлива осуществляет "Газпромнефть-Аэро Кыргызстан" — совместное предприятие с правительством Киргизской Республики. Общий объем заправок за 10 лет составил более 920 тыс. т. В конце прошлого года в аэропорт впервые начаты поставки высокотехнологичного авиатоплива JET A-1.
Рынок пассажирских авиаперевозок на международных воздушных линиях (МВЛ) в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) в 2021 году не показал никаких признаков восстановления от последствий пандемии. За весь прошлый год совокупный международный пассажиропоток местных авиакомпаний составил всего 16,7 млн пасс., или 4,4% от докризисного. Согласно отчету Ассоциации авиакомпаний АТР (ААРА), основным фактором, препятствующим восстановлению пассажиропотока, являются жесткие ограничения властей на трансграничные путешествия (особенно в таких больших странах, как Китай и Австралия). По данным ассоциации, выставленные на рынок провозные мощности составляли 13,8% от показателя 2019 года. А коэффициент занятости кресел на международных маршрутах оставался в среднем на уровне 32%.
Единственным светлым пятном стал сегмент грузоперевозок.
За 2021 год рост объема международных грузовых перевозок к предыдущему году составил 20,1% — против падения на 15,4% в 2020 году, отметили в AAPA.
Emirates, крупнейшая авиакомпания ОАЭ, расширила действующее партнерство с поставщиком IT-решений для индустрии туризма, транспорта и гостеприимства — Amadeus.
С 1 февраля все партнеры Amadeus, осуществляющие продажу туристических услуг, смогут получать доступ к контенту Emirates бесплатно.
Кроме того, в рамках нового соглашения контент Emirates в формате NDC (new distribution capability) будет интегрирован в агентскую платформу Amadeus Travel Platform и станет доступен для бронирования в течение 2022 года.
"В современных условиях, особенно по мере восстановления отрасли после пандемии, все участники цепочки тревел-сервиса оказываются в выигрыше — они получают в свое распоряжение гибкие модели взаимодействия, многочисленные способы доступа к динамически обновляемому обширному контенту и возможность предлагать дифференцированные продукты и услуги", — отметил Аднан Казим, коммерческий директор Emirates.
Emirates стремится предоставить своим партнерам по ретейлу выбор вариантов подключения и дифференцированные продукты и преимущества по всем каналам, в том числе через собственную платформу прямого подключения с поддержкой NDC — Emirates Gateway.
Используя преимущество выгодного географического положения на пересечении основных маршрутов между странами Европы и Азии и обладая необходимой инфраструктурой, аэропорт Толмачево (OVB) продолжает стратегическую работу по привлечению грузовых авиаперевозчиков для выполнения технических и коммерческих посадок. Так, новым партнером новосибирского аэропорта стала бельгийская грузовая авиакомпания Challenge Airlines, которая приступила к выполнению технических посадок в OVB, выполняя полеты на воздушном судне Вoeing 747-400 по маршруту Льеж (Бельгия) — Ухань (Китай) и обратно. Рейсы будут осуществляться как минимум 5 раз в неделю. Первый рейс был выполнен 13 января.
Challenge Airlines (X7) зарегистрирована в Бельгии и базируется в аэропорту Льеж; осуществляет перевозки по Европе, Америке, Азии, Ближнему Востоку и Африке, используя два Boeing 747-400F с 2019 года. Основатель и владелец авиакомпании Эшель Хеффец, бывший военный пилот, экономист и выпускник Тель-Авивского университета.
Толмачево, считающий себя крупнейшим транзитным авиаузлом в азиатской части России, обслуживает рейсы грузовых самолетов российских и зарубежных авиакомпаний, среди которых Cargolux, Cargolux Italy, "Авиастар-ТУ", AirBridgeCargo и "Волга-Днепр". Пропускная способность грузового комплекса "Толмачево Карго" — 50 тыс. т грузов в год.
Объединенная двигателестроительная корпорация создала систему автоматического управления (САУ) для перспективного авиадвигателя ПД-8, которым планируется оснащать SSJ-New (RRJ-95NEW-100), модификацию российского регионального самолета Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем, заявил Ростех. Оборудование, контролирующее работу силовой установки, в том числе параметры тяги и расход топлива, собрано на основе 100%-но российских комплектующих и материалов.
На разработку САУ для ПД-8 пермскому предприятию "ОДК-СТАР" с момента подписания технического задания до сборки первого образца потребовалось полтора года. Начало серийного производства оборудования запланировано на 2023 год, после проведения квалификационных работ и получения разрешительных документов.
"В январе 2022 года система завершит доводку и проверку на стендах, после чего будет передана для проведения стендовых испытаний в составе двигателя", — сказал Владимир Артяков, первый заместитель гендиректора Ростеха.
В настоящее время продолжается создание ПД-8: собраны и прошли испытания два экземпляра газогенератора двигателя. В рамках испытаний была подтверждена корректная работа узлов, требуемые параметры температуры и давления, соответствие экологическим нормам. Получение сертификата типа на ПД-8 по-прежнему запланировано на 2023 год.
Казахстанский флагманский перевозчик Air Astana в 8-й раз прошел аудит по эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Проводимый один раз в два года аудит завершился в 2021 году, показал соответствие порядка тысяче требований безопасности и качества и затронул такие сферы деятельности компании, как корпоративные системы организации и управления, выполнение полетов, руководство полетами и диспетчерская служба, техническое обслуживание ВС, бортовое обслуживание, наземное обслуживание ВС, операции с грузами и авиационная безопасность.
В ноябре и декабре 2021 года авиакомпания впервые выполнила на своей технической базе в аэропорту Нур-Султана тяжелую форму техобслуживания (C-check) для двух самолетов A321 и в этом году запланировала C-check для 8 авиалайнеров.
Средний возраст самолетов Air Astana составляет 3,3 года. В 2021 году флот пополнился тремя новыми авиалайнерами Airbus A321LR; теперь он насчитывает 26 воздушных судов.
Принимая во внимание стремительное развитие современных технологий интернет-продаж, аэропорт Толмачево (Новосибирск, OVB) запустил модуль бронирования аэропортовых услуг для вылетающих/прибывающих пассажиров на собственном сайте.
Услуги, доступные к дистанционной продаже, — залы повышенной комфортности (бизнес-залы) на внутренних и международных линиях, VIP-зал внутренних авиалиний, услуга быстрого прохождения предполетных формальностей Fast Track.
Технологическим поставщиком стала компания All Airports, российский разработчик автоматизированного комплекса решений для аэропортов. В качестве платежного партнера выбран Сбербанк.
"Аэропорт Толмачево стал первым аэропортом, внедрившим виджет нашей системы у себя на сайте. <...> [Решение] позволяет аэропорту самостоятельно управлять прямым каналом продаж, при этом не тратя средства на собственную разработку", — отметила Надежда Бучинская, гендиректор компании All Airports.
На настоящий момент на территории терминала аэропорта пассажирам доступны различные виды услуг, позволяющие "комфортно организовать времяпрепровождение в аэропорту или пройти предполетные процедуры", отметили в OVB.
"Мы уверены, что наши пассажиры оценят дополнительные удобства при покупке услуг на сайте аэропорта", — отметила Наталья Мжельская, коммерческий директор Сибирского кластера "Новапорт Холдинг", который управляет Толмачево.
По итогам 2021 года пассажиропоток аэропорта Калининград (Храброво; KGD) составил рекордные 3,91 млн чел., что на 65% больше показателей докризисного 2019 года. И это практически при закрытых трансграничных перелетах.
За год пассажиропоток увеличился на 84,7%. Было выполнено 14,5 тыс. самолето-вылетов, на 30,9% больше, чем в 2019 году, и на 54,2% больше, чем годом раннее.
Рост пассажиропотока на ВВЛ составил по сравнению с 2019 годом 80,2%. За прошедший год из воздушной гавани российского инклава открылись новые внутренние направления в Новосибирск, Тюмень, Уфу, Самару, Пермь, Брянск, Курск. Увеличилось количество рейсов на основных направлениях — в Москву и Санкт-Петербург. Всего за 2021 год внутренними рейсами было перевезено 3,82 млн пасс. (97,6% от общего пассажиропотока).
В 2021 году начало возобновляться прерванное из-за пандемии международное авиасообщение. Снова стали осуществляться рейсы в Минск, а также чартерные рейсы в Турцию (Анталью). Открылись новые направления в Казахстан (Алма-Ату и Нур-Султан). После перерыва в несколько лет возобновились рейсы в Египет, а также в Берлин (Германия). Снижение пассажиропотока на МВЛ по сравнению с 2019 годом остается значительным — 63%. Однако по сравнению с 2020 годом пассажиропоток на международных рейсах вырос в 2 раза, было обслужено 92,77 тыс. чел.
Общее количество обработанных грузов и почты в 2021 году составило 8523,944 т, на 4,4% больше, чем в 2019-м.
Пассажиропоток аэропорта Платов (г. Ростов-на-Дону; код IATA: ROV) в 2021 году составил 2,91 млн чел., что на 4,9% ниже, чем в докризисном 2019 году. Основная часть пассажиров, 2,28 млн (78% от общего потока), перевезена на внутрироссийских рейсах.
В 2021 году сохранились тенденции, наметившиеся в связи с пандемией коронавирусной инфекции: падение пассажиропотока по сравнению с 2019 годом по-прежнему затрагивает все сегменты. На 4,2% снизился пассажиропоток на внутренних рейсах, на 7,1% — на международных. Во втором полугодии 2021 года в Платове наблюдался стабильный рост, однако в целом по году он не имел решающего значения. В I квартале международные рейсы практически не осуществлялись, а в II квартале была закрыта Турция — самое массовое зарубежное направление.
Несмотря на общее сокращение объемов пассажиропотока, региональные перевозки по маршрутам, минующим Москву, показали рост на уровне 20% — результат совместной работы аэропорта Платов (управляется УК "Аэропорты регионов"), базового перевозчика — авиакомпании "Азимут" и правительства Ростовской области. Помимо Москвы и Санкт Петербурга в десятку самых популярных направлений для путешествий по России входили Сочи, Симферополь, Екатеринбург, Новосибирск, Минеральные Воды, Казань, Махачкала, Самара, Уфа и Нижний Новгород. Всего в 2021 году выполнялись регулярные рейсы по 26 внутренним направлениям.
Самым популярным зарубежным направлением в 2021 году стала турецкая Анталья, на рейсах в которую обслужено 193,7 тыс. чел. Также среди лидеров Ереван и Стамбул. Всего в 2021 году выполнялись международные рейсы по 30 направлениям.
Среди авиакомпаний, осуществляющих рейсы из Платова, больше всего пассажиров — 794,3 тыс. чел. (27% от общего количества) — обслужил "Азимут". В пятерку лидеров также входят "Аэрофлот", S7 Airlines, Smartavia и Nordwind.
Аэропорт Платов — первый в современной России аэропорт, построенный с нуля (открыт в 2017 году).
Турбовальные двигатели семейства ТВ3-117 и ВК-2500 разработки и производства "ОДК-Климов" подтвердили свое соответствие Авиационным правилам Индонезии. Входящее в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха санкт-петербургское предприятие отмечает, что это позволит увеличить объем поставок и услуг по обслуживанию силовых установок для эксплуатируемых в стране гражданских вертолетов типа "Ми" и "Ка".
В настоящее время в Индонезии эксплуатируется порядка 30 российских вертолетов, на которые установлены двигатели этих семейств.
"ОДК-Климов" ежегодно выпускает более 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 различных моделей и модификаций. С 2015 года налажен серийный выпуск ВК-2500 полностью из российских комплектующих и продолжаются работы по расширению линейки двигателей этого семейства. В 2021 году получено одобрение главного изменения (ОГИ) на новый двигатель ВК-2500ПС-02 с назначенным ресурсом 7500/7500 часов/циклов. Разрешено серийное производство двигателя и его поставка в эксплуатацию в интересах гражданской авиации и на экспорт.
Сертификат типа двигателя ВК-2500ПС-03 валидирован в Индии, Колумбии и Южной Корее. Сертификат типа ВК-2500 получил одобрительный документ в Китае.
Санкт-петербургский аэропорт объявил об открытии нового международного направления: впервые с 2007 года из Пулково (LED) вылетают еженедельные рейсы на Мальдивы. Регулярное сообщение с Мале запустила авиакомпания Nordwind Airlines, об этом сообщили в компании "Воздушные ворота Северной столицы", управляющей Пулково.
В условиях действующих трансграничных антиковидных ограничений в зимнем расписании Пулково около трех десятков международных направлений — треть от докризисной маршрутной сети.
В аэропорту Нижнего Новгорода (код IATA: GOJ) в 2021 году обслужено рекордное количество пассажиров, включая путешествовавших за рубеж. По итогам года общий пассажиропоток одной из ведущих воздушных гаваней Приволжского федерального округа (и запасного аэродрома московского авиаузла) вырос на 31% по сравнению с доковидным 2019 годом и составил 1,48 млн чел., из которых 1,1 млн (74% от общего пассажиропотока) — пассажиры внутрироссийских рейсов. Прирост в этом сегменте составил 42% к 2019 году.
Основной прирост пассажиропотока происходил за счет перелетов по внутренним воздушным линиям, минуя Москву (23 регулярных направления), отметили в аэропорту. Такими перелетами воспользовалось более 626 тыс. пасс., выполнено 6,7 тыс. рейсов. В течение года появились новые направления: в Астрахань, Волгоград, Геленджик, Мурманск; после перерыва возобновлены полеты в Калининград, Норильск, Уфу.
Традиционно популярными внутренними направлениями из Нижнего Новгорода в течение года оставались Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Калининград и Краснодар.
Несмотря на действующие антиковидные ограничения и вразрез с общей тенденцией на международных направлениях также зарегистрирован рост пассажиропотока. После возобновления обслуживания МВЛ в феврале, в течение года количество направлений международной полетной программы выросло до 22. Перелетами воспользовалось 344 тыс. чел., +4% к уровню 2019 года.
Хотя в течение длительного периода действовал запрет на авиасообщение с Турцией, в летний период эта страна стала самой популярной для нижегородских путешественников — на курорты Антальи отправились почти 82 тыс. туристов.
Всего в 2021 году регулярные пассажирские перевозки из аэропорта Нижнего Новгорода (управляется УК "Аэропорты регионов") выполнялись по 42 направлениям 15 авиакомпаниями.
По мере нормализации обстановки в Казахстане, с 19 января авиакомпания Air Astana полностью восстанавливает маршрутную сеть. Возобновлено регулярное авиасообщение с Коломбо, Мале, Пхукетом, Лондоном, Дубаем, Антальей, Тбилиси, Баку, Ташкентом, Душанбе и Бишкеком.
Национальный казахстанский перевозчик также пересмотрел правила возврата билетов. Если вылет был запланирован в период до 31 января 2022 года, то пассажиры могут сделать бесплатное переоформление авиабилета на любую дату до 28 февраля или полный возврат денежных средств. Режим чрезвычайного положения в республике сказался на операционной деятельности группы Air Astana, в которую кроме Air Astana входит лоукостер FlyArystan. В период с 5 по 12 января было отменено 178 международных и 621 внутренний рейс этих перевозчиков.
Одна из самых быстрорастущих российских авиакомпаний — Smartavia (5N) по итогам 2021 года смогла на 78% нарастить пассажиропоток по сравнению с докризисным 2019 годом и перевезла 3,625 млн пасс. и более 3 тыс. т грузов и почты.
Базирующийся в Санкт-Петербурге, Москве и Архангельске низкобюджетный перевозчик в настоящее время эксплуатирует 15 среднемагистральных самолетов: 12 Boeing 737NG и 3 Airbus A320neo. Но в этом году компания планирует значительно расширить флот и получить 7 новых A320neo.
Для привлечения большего количества пассажиров Smartavia запустила краткосрочную распродажу авиабилетов на свои регулярные рейсы по 100 направлениям. Перевозчик реализует 1 млн билетов по ценам от 1000 руб. (при перелете в одну сторону, с учетом сборов при оплате на сайте компании). Акция продлится три дня, до полуночи 21 января, и коснется всех рейсов авиакомпании, которые будут выполняться в период с 25 января по 29 октября 2022 года.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) поставит в лизинг региональной авиакомпании "Ангара" в 2022 году два новых вертолета Ми-8МТВ-1. Кроме того, стороны обсуждают возможность поставок вертолетов "Ансат-М" в будущем году.
Соответствующий контракт подписан в рамках программы по развитию лизинга российских вертолетов с государственным софинансированием.
"Ангара" (входит в туристический холдинг "Истлэнд") — крупнейший в Восточной Сибири оператор вертолетной техники, осуществляющий как коммерческие, так и социально значимые воздушные перевозки. После вывода из эксплуатации пяти Ан-148-100Е авиакомпания осталась с десятком возрастных турбовинтовых самолетов Ан-24/Ан-26 и 15 вертолетами Ми-8 различной модификации, включая два Ми-8АМТ, оснащенных медицинским модулем и поставленных в 2017 году ГТЛК.
ГТЛК — основной заказчик гражданских вертолетов российского производства по итогам последних лет. Программа ГТЛК по развитию лизинга отечественных вертолетов с государственным софинансированием стартовала в 2016 году. По состоянию на конец прошлого года общий объем инвестиций в программу составил более 51 млрд руб., в том числе 26 млрд руб. бюджетных средств. Всего лизингополучателям передано 120 вертолетов Ми-8 и "Ансат".
Аэропорт Калининграда (Храброво) получил допуск к приему воздушных судов Boeing 777 и его модификаций. Соответствующее разрешение выдано Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация).
С ноября 2021 года решением Минтранса РФ в Калининграде введен режим открытого неба по седьмой степени свободы воздуха (сроком на 5 лет). Авиакомпании могут выполнять рейсы в любые иностранные государства. В связи с этим одним из приоритетных направлений в работе воздушной гавани российского инклава является расширение международных направлений.
"Новые возможности аэропорта Храброво, уверен, дадут и новый импульс авиакомпаниям к сотрудничеству с нами. Обслуживание таких самолетов [Boeing 777] позволит нам расширить географию полетов, увеличить пассажиропоток и объемы грузоперевозок", — отметил гендиректор аэропорта Александр Корытный.
За первый неполный год управления аэропортом Абакан (IATA: ABA) новым оператором услугами воздушной гавани Хакасии воспользовалось на 20% пассажиров больше, чем до кризиса.
За 12 месяцев 2021 года пассажиропоток Абакана составил 253,99 тыс. чел. (рост на 20,7% к 2019 году). Выполнено 2392 самолето-вылета (+7,5% к 2019 году); грузооборот (груз + почта) составил 1128740 кг, что на 2,5% больше допандемийного показателя.
Операционная выручка авиапредприятия достигла 326 млн руб. (в 2019 году — 306 млн руб.). Общая сумма доходов за 2021 год превысила 409 млн руб.
По результатам деятельности за 2021 год в аэропорту обслужено 2095 коммерческих рейсов, включая 165 рейсов техстопа (важный бизнес для аэропорта). 28 грузовых рейсов техстопа совершали полеты по ВВЛ и 136 грузовых рейсов выполнено по МВЛ.
Единственным новым рейсом, открытым в 2021 году, стал Абакан—Екатеринбург (с частотой 2 раза в неделю; авиакомпания Red Wings), но увеличено количества рейсов по традиционным маршрутам.
В перечень субсидируемых маршрутов на 2022 год, согласно Постановлению Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242, внесено пять маршрутов: Красноярск, Кызыл, Томск, Кемерово и Иркутск.
В наступившем году возобновится международное туристическое авиасообщение: полеты в Анталью будут выполнять авиакомпании Royal Flight и Azur Air.
В апреле 2021 года ООО "Аэропорт Емельяново" (входящее в АО "ЭРА Групп"), оператор аэропорта Красноярск, приняло аэропорт Абакан в оперативное управление.
Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта РФ) выдала заключение о соответствии авиакомпании "КрасАвиа" требованиям Федеральных авиационных правил, на основании которого могут выполняться международные воздушные перевозки.
Впервые за свою более чем 70-летнюю историю региональная авиакомпания (принадлежит правительству Красноярского края) может выполнять авиаперевозки за пределы России, включая коммерческие рейсы.
Хотя допуск к международным полетам открывает для компании новые возможности и рынки, на начальном этапе он будет использоваться для перегонов турбовинтовых самолетов ATR 72-500, необходимых для выполнения тяжелых форм технического обслуживания и покраски машин в новую ливрею.
"В перспективе наш современный авиапарк позволит нам смело планировать регулярные и чартерные полеты, не ограничиваясь территорией России. Основной стратегической задачей предприятия, конечно, является повышение экономической эффективности деятельности, расширение бизнеса, но главным нашим приоритетом по-прежнему останется выполнение социально значимых перевозок в Красноярском крае", — отметил гендиректор авиакомпании Андрей Егоров.
6,83 млн человек обслужил в прошлом году аэропорт Симферополь (SIP), что стало его новым историческим рекордом. В сравнении с 2020 годом пассажиропоток вырос на 2,20 млн человек (47,6%), а с доковидным 2019 годом — на 1,68 млн человек (32,8%).
За прошедший год в крымском аэропорту принято и отправлено свыше 42 тыс. регулярных пассажирских рейсов. Самыми популярными направлениями полетов были Москва и Санкт-Петербург, а также Екатеринбург, Новосибирск и Казань. Лидером по числу перевезенных пассажиров стала авиакомпания "Уральские авиалинии" (1,5 млн человек).
Во время продолжавшегося кризиса международного авиасообщения в прошедшем году аэропорт работал в условиях максимального за все время существования (включая советский период) трафика. Впервые в истории все лето пассажиропоток стабильно превышал миллион пассажиров в месяц.
Маршрутная сеть аэропорта расширилась до максимальных в современной истории показателей — 64 направлений. После четырехлетнего перерыва было запущено прямое авиасообщение с Курганом, после шестилетнего — с Грозным. Впервые в современной истории функционировало прямое регулярное авиасообщение с Ухтой, Владикавказом и Махачкалой. Всего в прошедшем году рейсы в аэропорту Симферополь совершали 16 авиакомпаний.
Авиакомпания "Аэрофлот" продолжает инвестировать в сервис и запускает новую концепцию развлекательной программы бортовой мультимедийной системы: она стала разнообразнее, а обновления каталога — объемнее.
С января этого года в системе заполнения досуга на борту самолета ежемесячно будет появляться не менее 60 кинопремьер мирового и российского кинематографа и 40 фильмов-новинок с рейтингом IMDb не ниже 6. Около половины кинопремьер поступит от голливудских студий и крупнейших правообладателей. Это гарантирует высокое качество, премиальность и актуальность контента.
В ближайшее время в системе появятся новые трендовые жанры: ньюмы (короткие анимационные образовательные ролики), подкасты, видеоинтервью со знаменитостями. Увеличится ассортимент фильмов, отмеченных кинонаградами и премиями, разнообразие фестивального кино. Расширится раздел с российскими и советскими фильмами. Для пассажиров с ограниченными возможностями здоровья предусмотрен контент с субтитрами и тифлокомментариями.
Всего в бортовой системе развлечений будет доступно не менее 220 фильмов и 200 эпизодов сериалов и развлекательных шоу. Сориентироваться в выборе путешественникам поможет новый разрабатываемый рубрикатор "с удобным интуитивным поиском", обещает флагманский перевозчик.
Система развлечений на борту "Аэрофлота" — современный мультимедийный портал, который насчитывает порядка 5000 единиц видео, аудио, познавательного, развлекательного и игрового контента. Ею оборудованы практически все лайнеры зарубежного производства в составе парка авиакомпании. На самолетах Airbus A350, A330, Boeing 777, Boeing 737, A320/A321neo и большинстве классических A320/A321 развлекательная программа доступна во всех классах обслуживания.
За 12 месяцев 2021 года аэропорт Геленджик обслужил 1,04 млн пасс., что на 116% больше, чем в 2020 году, и является его абсолютным рекордом.
Количество взлетно-посадочных операций возросло на 83% и составило 8652.
В тройку лидеров по количеству перевезенных пассажиров вошли авиакомпании S7 Airlines, "Аэрофлот" и "ЮТэйр". Совместно на рейсах в Геленджик они перевезли более 627,5 тыс. чел.
Самыми популярными направлениями были Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и Уфа.
"2021 год стал рекордным для аэропорта Геленджик по количеству обслуженных пассажиров. Были открыты новые направления, в расписании появились субсидируемые региональные рейсы, перевозчики расширяли маршрутную сеть и увеличивали число перелетов на действующих направлениях. Так, в сравнении с 2020 годом пассажиропоток на рейсах в Москву вырос на 92%, в Санкт-Петербург на 98%", — отметил гендиректор аэропорта Геленджик Иван Таранченко.
В I квартале 2022 года аэропорт рассчитывает запустить в эксплуатацию новый аэровокзальный комплекс, строительство которого завершено в декабре прошлого года.
В 2021 году международный аэропорт Уфа (код IATA: UFA) обслужил 4 млн пасс., что стало его абсолютным рекордом. Это выше аналогичных показателей двух предыдущих лет: 2020 года (на 68%) и докризисного 2019 года (на 12%). Бóльшая часть из прошедших через главные воздушные ворота Республики Башкортостан пассажиров, а именно 3,362 млн, обслуживались на внутренних авиалиниях; 637,6 тыс. — летали на МВЛ. Рубеж в 4 млн преодолен впервые с момента основания аэропорта в 1963 году. Достижение такого показателя в условиях продолжающейся пандемии коронавируса аэропорт считает беспрецедентным событием, что "существенно повышает статус уфимской авиагавани среди региональных аэропортов страны". Флагманское направление аэропорта — Москва (13 рейсов в день).
"4 млн обслуженных пассажиров за год — это результат нашей совместной работы с авиакомпаниями, — отметил гендиректор аэропорта Уфа Александр Андреев. — Мы внимательно изучаем рынок, работаем над расширением сети маршрутов как внутри России, так и за ее пределами. <...> Мы также продолжаем реконструкцию аэропорта, обеспечиваем должный уровень безопасности полетов — и по итогам прошлого года в аэропорту не случилось ни одного происшествия по вине нашего персонала, чем мы гордимся".
Авиационные власти Италии ENAC приостановили действие сертификата эксплуатанта молодой итальянской региональной авиакомпания EGO Airways и отозвали лицензию на осуществление авиаперевозок. Авиакомпания эксплуатировала один Embraer E190 в сублизинге, который возвращен лизингодателю.
Представитель ENAC сообщил, что сертификат эксплуатанта аннулирован по заявлению самой авиакомпании, после того как руководство предприятия признало, что не может выполнить все условия для продолжения производственной деятельности.
EGO Airways начала осуществлять чартерные рейсы в декабре 2020 года. С марта 2021-го выполняла регулярные рейсы между Катанией и Пармой.
Российский флагман "Аэрофлот" вошел в первую тройку самых пунктуальных авиаперевозчиков мира и стал самой пунктуальной полносервисной авиакомпанией Европы по итогам 2021 года. Данные приводятся британским консультационным агентством Cirium в ежегодно публикуемом рейтинге On-Time Performance Review.
Как следует из результатов годового исследования, по итогам 2021 года "Аэрофлот" выполнил 91,05% рейсов по расписанию и одновременно активно восстанавливал международные маршруты в Европу, Азию и на Ближний Восток.
Возглавили мировой рейтинг японские All Nippon Airways (надежность вылета по расписанию 95,04%) и Japan Airlines (94,13%). В топ-10 также вошла российская S7 Airlines — на седьмом месте, с показателем 80,99%.
Как подчеркивают эксперты Cirium, для дальнейшего повышения пунктуальности в авиатранспортной отрасли, где степень конкуренции крайне высока, ключевую роль играют цифровые технологии. В "Аэрофлоте" при этом отметили, что компания реализует амбициозную программу внедрения цифровых инноваций, в том числе тех, которые значительно ускорят и упростят для пассажира прохождение предполетных процедур в аэропорту.
Чрезвычайное положение в Казахстане сказалось на операционной деятельности группы Air Astana, в которую входят национальный авиаперевозчик Air Astana и лоукостер FlyArystan.
В период с 5 по 12 января было отменено 178 международных и 621 внутренний рейс, сообщили в группе.
С 7 января восстановлено авиасообщение из Нур-Султана и других городов Казахстана, с 13 января начато восстановление рейсов из Алма-Аты.
Всего по группе за период с 7 по 12 января выполнено 178 международных рейсов и 343 внутренних.
7588 пассажиров вернулись в республику на восстановленных международных регулярных рейсах в Стамбул, Анталию, Дубай, Шарджу, Киев, Москву, Омск, Новосибирск, Санкт-Петербург, Франкфурт, Ташкент, Кутаиси, включая репатриационные рейсы из Мальдив, Пхукета, Коломбо, Анталии, Тбилиси, Баку и Гоа.
Московский аэропорт Шереметьево (IATA: SVO) отчитался об итогах 2021 года: крупнейший аэропорт России обслужил 30,943 млн пасс. Данный показатель составляет 61,9% от пассажиропотока докризисного 2019 года, приблизившегося к отметке в 50 млн чел. Более двух третей составили пассажиры внутренних рейсов (21,845 млн чел.), этот показатель всего на 6% ниже результата 2019 года. Международный трафик составил 9,98 млн чел. —37% от уровня 2019 года. Наиболее востребованными зарубежными направлениями в 2021 году стали Анталья, Ереван, Стамбул, Мале и Бишкек; внутренними — Сочи, Симферополь, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Краснодар. Наибольший вклад в объемы пассажиропотока аэропорта по итогам года внесли авиакомпании "Аэрофлот", "Россия", Nordwind Airlines, "Победа", "Икар", Royal Flight и "Северсталь".
По данным SVO, количество взлетно-посадочных операций составило 243,362 тыс.
"По предварительным данным, Шереметьево вошел в тройку крупнейших аэропортов Европы", — сообщили в SVO, отметив, что по итогам года Шереметьево с показателем пунктуальности вылетов 94,76% назван лидером по пунктуальности в Европе и вторым в мире по рейтингу агентства Cirium.
Авиакомпания Iraqi Airways получила от Airbus первый из пяти заказанных новых узкофюзеляжных самолетов A220-300. Национальный иракский перевозчик станет одним из первых операторов типа в Ближневосточном регионе.
132-местный самолет поставлен в компоновке двух классов: 12 кресел бизнес-класса и 120 — экономического. Эти современные самолеты являются важной частью плана обновления парка самолетов иракской авиакомпании.
По состоянию на 1 декабря 2021 года, порядка 180 самолетов A220 поставлено 13 эксплуатантам по всему миру. В этом году ожидается появление этого типа ВС у российского оператора.
Латвийская авиакомпания airBaltic в 2021 году увеличила использование экологически чистого авиационного топлива (Sustainable Aviation Fuel — SAF) на 20% по сравнению с предыдущим годом.
28 декабря рейс из Хельсинки в Ригу был выполнен с использованием смеси, которая на 37% состояла из предоставленного компанией Neste топлива MY Sustainable Aviation Fuel и на 63% из обычного авиакеросина. Это самая высокая доля SAF, использованная airBaltic за полет.
"Мы считаем, что SAF будет иметь важное значение для обеспечения будущего авиационной отрасли и поможет всем участникам снизить воздействие на окружающую среду. В 2022 году и в дальнейшем мы будем использовать все больше экологически чистого авиатоплива", — отметил исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс.
Латвийская авиакомпания выполняет полеты на воздушных судах только одного типа — Airbus A220-300 (32 самолета), которые на данный момент являются одними из самых экологичных коммерческих самолетов в мире, способствуя уменьшению выбросов CO2 и NOX на 20 и 50% соответственно (по сравнению с самолетами предыдущего поколения).
В 2021 году airBaltic перевезла 1,628 млн пасс., что на 67,8% меньше, чем в докризисном 2019 году.
Aviation Capital Group (ACG), лизинговая компания со штаб-квартирой в Калифорнии (США), разместила твердый заказ на 40 европейских узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo, включая 5 ультрадальних A321XLR. Частью соглашения, подписанного 30 декабря ушедшего года, также стал меморандум о намерении приобрести 20 региональных реактивных A220.
Среди клиентов ACG, "дочки" японской финансовой структуры Tokyo Century Corporation, на постсоветской территории являются такие авиакомпании, как airBaltic (Латвия), Bees Airlines (Украина), Red Wings и S7 Airlines (обе — Россия).