АТО-телеграф за 09/2023
ATO.ru — Институт авиационного приборостроения "Навигатор" поставил заказчику два экземпляра первой в России системы предупреждения столкновений с воздушными судами (СПСВ, или TCAS в международной классификации) для установки на первые серийные самолеты SJ-100 (импортозамещенная версия Superjet 100).
"Параллельно мы проводим стендовые испытания и продолжаем работы по квалификации СПСВ с оформлением свидетельства о годности комплектующего изделия", — сказал Сергей Бабуров, гендиректор "Навигатора".
СПСВ разработана "Навигатором" в рамках программы импортозамещения для замены на российских воздушных судах зарубежной системы TCAS. Система информирует пилотов об окружающем трафике, предупреждает о потенциальной угрозе столкновения и выдает рекомендации по предотвращению опасной ситуации.
Помимо регионального реактивного SJ-100 (прежнее обозначение: SSJ-New) система может быть установлена на любой другой гражданский самолет, который ранее оснащался импортным оборудованием (в том числе на перспективные магистральные МС-21), уверяет создатель первой российской СПСВ.
Фото: "Навигатор".
ATO.ru — "Аэрофлот" выполнит прямые регулярные рейсы в Дубай из Казани, Новосибирска и Екатеринбурга с 21 декабря 2023-го по 31 января 2024 года. В период повышенного новогоднего спроса полеты из регионов России в Международный аэропорт Аль-Мактум (DWC) будут выполняться по два раза в неделю. На маршрутных линиях в ОАЭ будут задействованы узкофюзеляжные самолеты Boeing 737-800 в двухклассной компоновке.
ATO.ru — Входящая в группу "Аэрофлот" авиакомпания "Россия" с 29 октября запустит рейсы из Санкт-Петербурга (LED) в московский аэропорт Домодедово (DME).
В расписании запланировано два ежедневных рейса из аэропорта Пулково в DME. На воздушной линии будут задействованы самолеты Airbus A319. Таким образом, группа "Аэрофлот" будет выполнять рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом сразу из трех столичных аэропортов — Шереметьево ("Аэрофлот", "Россия", "Победа"), Внуково ("Россия", "Победа") и Домодедово ("Россия").
Из Домодедово на маршруте в Северную столицу группа "Аэрофлот" составит конкуренцию авиакомпаниям S7 Airlines, "Уральские авиалинии" и NordStar.
ATO.ru — Российская авиакомпания S7 Airlines ("Сибирь") с 30 октября возобновляет прямые регулярные рейсы из Москвы (Домодедово; DME) в Дубай (Международный аэропорт Аль-Мактум; DWC).
Рейсы длительностью около 6 ч будут выполняться три раз в неделю на узкофюзеляжных самолетах Boeing 737-800, имеющих двухклассную компоновку, позволяющую разместить 168 пасс. в экономическом классе и 8 — в "бизнесе".
Крупнейший частный перевозчик РФ будет конкурировать на этом маршруте с отечественными "Победой" и "Аэрофлотом", а также эмиратскими Emirates и flydubai.
ATO.ru — Московский аэропорт Домодедово (DME) и армянский национальный перевозчик — авиакомпания Fly Arna 23 сентября отметили год с момента начала партнерства. За время совместной работы более 150 тыс. пасс. воспользовались возможностью совершить путешествие в столицу и крупнейший город Республики Армения — Ереван.
Авиаперевозчик еженедельно выполняет десять рейсов из Домодедово в Ереван на самолетах Airbus A320. Всего авиакомпании — партнеры воздушной гавани выполняют в армянскую столицу 27 рейсов в неделю.
Кроме Домодедово в Москве ереванские рейсы Fly Arna также обслуживают Шереметьево (с января этого года) и Внуково (с июля).
Fly Arna (код IATA: G6) — совместное предприятие Фонда государственных интересов Армении (ANIF) и бюджетной авиакомпании Air Arabia Group (Шарджа; ОАЭ) — приступила к регулярным полетам в июле 2022 года.
Лоукостер базируется в ереванском аэропорту Звартноц и выполняет прямыe рейсы из армянской столицы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Тбилиси, Багдад и Кувейт, эксплуатируя два самолета.
ATO.ru — Авиакомпания Emirates (ОАЭ) расширяет географию действия услуги предварительного заказа питания на борту для пассажиров бизнес-класса: теперь этой опцией могут воспользоваться ее пассажиры, в том числе на маршрутах между Дубаем и Москвой, Санкт-Петербургом.
В рамках новой услуги пассажиры бизнес-класса могут заранее, за 14 дней, выбирать основное блюдо (но не позднее, чем за 24 часа) до вылета. Таким образом, перевозчик сможет гарантировать подачу выбранных блюд для каждого клиента и управлять расходом продуктов питания.
Для того чтобы заранее определиться с блюдом из меню и сделать заказ, необходимо зайти на сайт или в мобильное приложение авиакомпании.
Оформленный заказ отражается на цифровых устройствах бортпроводников — так они узнают о выборе основного блюда и подают его пассажирам на борту. Информация, связанная с предварительным заказом питания, дополнит уже существующий набор данных о предпочтениях клиентов, собираемых с помощью искусственного интеллекта, а также отчеты бортпроводников, объяснили в Emirates. Информация будет использована при планировании меню, обеспечении оптимального объема еды и для минимизации пищевых отходов.
Фото: Emirates.
ATO.ru — За период с января по август 2023 года аэропорт Калининграда (Храброво) обслужил 2,94 млн чел., что на 15,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На внутренних авиалиниях за восемь месяцев с начала года пассажиропоток составил 2,87 млн пасс. (+15,5% от года к году). Небольшой трафик на международных рейсах вырос на 30,4%; на МВЛ было перевезено 71 тыс. пасс.
Всего было выполнено 9548 самолето-вылетов (+8,9%). Грузооборот с начала года увеличился на 31,1%, до 6968,3 т.
За три летних месяца общий пассажиропоток Храброво составил 1,58 млн чел. (+11,26%). С началом лета значительно увеличилось количество рейсов на основных направлениях — в Москву и Санкт-Петербург. В Москву выполнялось до 31–36 рейсов в день. За июнь–август на московских рейсах было обслужено 925 тыс. пасс., что на 13,34% больше аналогичного показателя 2022 года. В Северную столицу количество рейсов летом увеличилось до 18 в день. Пассажиропоток из/в Санкт-Петербург составил 460,4 тыс. чел. (+11,21%).
Таким образом, 87,8% летнего авиатрафика в российский эксклав обеспечивали только два города.
По итогам августа пассажиропоток увеличился на 11,5%, составив 587,4 тыс. чел. На ВВЛ было обслужено 574 тыс. пасс., что на 11,8% превышает аналогичный показатель 2022 года. На "международке" пассажиропоток почти не изменился и составил 13,4 тыс. пасс. (+1,7%).
ATO.ru — Российский флагман "Аэрофлот" с 23 декабря планирует возобновить регулярные прямые рейсы из Москвы в Гонконг, приостановленные в марте 2020 года, с началом пандемии COVID-19.
Полеты будут выполняться из аэропорта Шереметьево три раза в неделю. На воздушной линии будут задействованы широкофюзеляжные самолеты Airbus A330, имеющие компоновку двух классов: "эконом" и "бизнес".
Как и прежде, в авиакомпании рассчитывают, что маршрут будет пользоваться популярностью у пассажиров, путешествующих с деловыми целями, и у туристов.
Гонконг — специальный административный район КНР; является крупнейшим финансовым центром Азии, привлекает достопримечательностями и широкими возможностями для дальнейших транзитных перелетов в страны Юго-Восточной Азии.
Руководителем ООО "Аэропорт Емельяново" (оператор международного аэропорта Красноярск; код IATA: KJA) назначен Евгений Владимиров, ранее занимавший позицию заместителя гендиректора по производству красноярской воздушной гавани.
Евгений Вячеславович родился в 1976 году. Пройдя трудовой путь с 2003 года в аэропортах Новосибирска, Тюмени, Красноярска, вырос с должности механика автоколонны до заместителя генерального директора по производству. В международном аэропорту Красноярск трудится с июня 2020 года.
Фото: аэропорт Красноярск.
ATO.ru — НПО "Энергомаш" (входит в госкорпорацию "Роскосмос") сообщило о подписании договора с АО "ОДК — Пермские моторы" на серийное производство 12 комплектов камер сгорания авиадвигателей ПД-8 для российских региональных реактивных самолетов SJ-100 (прежнее обозначение: SSJ-New). При этом отмечается, что текущая загрузка предприятия (занимается двигателями для космических ракет-носителей) позволяет выпускать 12 камер в год.
Договор на изготовление камер носит рамочный характер и оформлен на период до 2024 года включительно с возможностью дальнейшей пролонгации.
"Это не разовая работа, не разовый контракт. Договор заключен на 12 камер в год — такое количество мы можем сделать при нашей основной загрузке", — объяснил руководитель дирекции программ авиационного производства НПО "Энергомаш" Николай Есаян.
На сегодняшний момент предприятие поставило "ОДК — Пермские моторы" три опытных образца камеры сгорания для двигателя отечественного производства ПД-8. До конца осени планируется передать еще три камеры (в рамках договора, заключенного в августе 2022 года).
Перспективный двигатель ПД-8 является ключевым элементом новой модификации самолета Superjet 100 с максимальным импортозамещением компонентов и систем. Он должен заменить франко-российские силовые установки SaM146, в которых за горячую часть отвечала французская сторона.
Для проведения работ по производству камер сгорания ПД-8 в январе 2023 года НПО "Энергомаш" получило лицензию Министерства промышленности и торговли РФ на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники.
НПО "Энергомаш" — головное предприятие интегрированной структуры, объединившей ключевые российские компании ракетного двигателестроения: КБХА, КБХМ им. Исаева, ОКБ "Факел", "Турбонасос", "Протон-ПМ", НИИМаш. Занимается разработкой, испытаниями и производством жидкостных ракетных двигателей для космических ракет-носителей.
Фото: НПО "Энергомаш"
ATO.ru — Авиакомпания "Аврора" раскрыла предварительную количественную потребность регионов и субъектов Дальневосточного федерального округа в перспективных самолетах местных линий ЛМС-901 "Байкал".
Согласно подписанному в рамках ВЭФ соглашению о намерениях, 95 легкомоторных ЛМС-901 должны пополнить флот Единой дальневосточной авиакомпании в 2026–2030 годах.
В Республике Бурятия планируется эксплуатировать 5 воздушных судов данного типа, в Республике Саха (Якутия) — 25, в Хабаровском крае — 17, в Забайкальском крае — 14, в Чукотском автономном округе — 5, в Амурской области — 14, в Еврейской автономной области — 2.
Субъекты РФ определили предварительную потребность с учетом объема работ по направлениям и подписали меморандумы о взаимопонимании с авиакомпанией, которая будет вести переговоры с авиастроителями и формировать планы на основе этих договоренностей.
Свои подписи в меморандумах о взаимопонимании поставили с одной стороны руководство "Авроры", с другой — губернаторы и представители правительств республик Бурятия и Саха (Якутия), Хабаровского и Забайкальского краев, Чукотского автономного округа, Амурской области и Еврейской автономной области. С остальными субъектами ДФО меморандумы планируется подписать в ближайшее время.
"Расширение парка воздушных судов Единой дальневосточной авиакомпании отечественными самолетами "Байкал" позволит решить ключевую проблему местных авиаперевозок — недостаток воздушных судов малой авиации", — прокомментировал гендиректор "Авроры" Константин Сухоребрик.
ЛМС-901 для авиакомпании будут выполнены в различной комплектации для пассажирских, транспортных перевозок, выполнения работ по авиалесоохране, санавиации и прочих авиаработ.
Сертификация "Байкала" намечена на 2024 год, но на ВС еще предстоит заменить используемый для испытаний чешско-американский двигатель GE H80 на российский мотор ВК-800, находящийся в разработке.
Рано утром 17 сентября в целях обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов были временно ограничены полеты в аэропорты Домодедово и Жуковский. В запасной аэропорт ушло одно воздушное судно, сообщила Росавиация.
По состоянию на 08:30 мск все обслуживающие Москву аэропорты работают в штатном режиме.
Мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале сообщил о предотвращении двух атак летевших к столице БПЛА.
"Сегодня ночью ПВО отразила атаку беспилотника на Москву в городском округе Истра", — написал он в 01:56 мск. Еще один беспилотник сбит в Раменском районе Московской области, говорится в сообщении в 04:20 мск. В обоих случаях, по данным мэра, на месте падения обломков, по предварительным данным, разрушений и пострадавших нет.
Российская авиационная IT-индустрия, как и вся отрасль воздушного транспорта, вполне успешно преодолела первый шок, связанный с переходом на принципиально новые условия работы. Тем не менее ни в коей мере нельзя утверждать, что ситуация стабилизировалась.
- Каковы преимущества и потенциальные риски перехода авиакомпаний на отечественное программное обеспечение?
- Какие российские продукты пришли на смену западным?
- Какие проблемы и возможности возникают при использовании отечественного ПО?
- Как найти оптимальные решения для поддержания эффективности бизнеса авиакомпаний и уровня комфорта пассажиров?
Этим актуальнейшим темам посвящена конференция Digital Aviation & Travel Forum, которая состоится в Москве уже 19 сентября.
Не упустите шанс принять участие в важнейшем мероприятии, где соберутся ведущие эксперты и профессионалы отрасли, чтобы обсудить последние тенденции и проблемы. Вдохновляющая атмосфера форума позволит найти новые и укрепить имеющиеся контакты, обменяться мнениями, обсудить и выдвинуть новые идеи, которые определенно станут ключом к успешному будущему российской гражданской авиации и индустрии авиапутешествий.
ATO.ru — За три летних месяца 2023 года авиакомпания "Аэрофлот" перевезла 7,86 млн пасс., что на 4,4% больше показателя аналогичного периода прошлого года. Самыми популярными направлениями из хаба крупнейшего российского перевозчика — московского аэропорта Шереметьево на ВВЛ стали Сочи, Санкт-Петербург, Калининград, Екатеринбург, Владивосток, Казань, Хабаровск, Самара, Минеральные Воды и Петропавловск-Камчатский. Самые популярные международные направления — Анталья, Стамбул, Ереван, Минск, Ташкент, Баку, Алма-Ата, Бишкек, Хургада и Шарм-эль-Шейх.
В топ-5 региональных направлений по количеству перевезенных пассажиров вошли воздушные линии между Санкт-Петербургом и Сочи, Сочи и Уфой, Сочи и Екатеринбургом, Сочи и Казанью, Санкт-Петербургом и Владивостоком.
По количеству выполненных из Москвы и обратно перелетов рекордсменами стали Сочи (3525 рейсов), Санкт-Петербург (3142 рейса), Калининград (2260 рейсов), Екатеринбург (1780 рейсов) и Казань (1632 рейса).
ATO.ru — Авиакомпания "Россия" с 1 октября будет выполнять два дополнительных ежедневных рейса Москва (Шереметьево) — Нижний Новгород. Таким образом, ее частота полетов на маршруте составит шесть раз в день. Однако общая частота полетов группы "Аэрофлот" (куда входит "Россия") не изменится — на этих частотах она заменит авиакомпанию "Аэрофлот".
Авиатранспорт для таких путешествий остается наиболее оптимальным способом передвижения, так как экономит время — ценный ресурс как для деловых людей, так и для туристов, уверены в "России".
На воздушной линии эксплуатируются региональные реактивные самолеты Superjet 100 в двухклассной компоновке.
Гендиректор авиакомпании "Уральские авиалинии" Сергей Скуратов, выступая на пресс-конференции, посвященной экстренной посадке вне аэродрома самолета Airbus A320 (RA-73805) сегодня, сделал несколько заявлений, которые касаются безопасности полетов.
Все 52 самолета узкофюзеляжного семейства Airbus A320 авиакомпании проходят плановое техническое обслуживание в полном объеме, а авиационный технический центр имеет все сертификаты по обслуживанию судов типа A320.
"Мы вложили много финансовых ресурсов в подготовку людей и в закупку наземного оборудования. Мы построили фантастический ангарный комплекс, где обслуживается одновременно 4–6 Airbus. Мы никогда не допустим в эксплуатацию "неправильные" запчасти. Трудно, с боем, очень сложно, но все запчасти, которые используются на наших самолетах, сертифицированы", — подчеркнул Скуратов.
В "Уральских авиалиниях" круглосуточно работает авиационный тренажерный комплекс, на котором непрерывно идет тренировочный процесс. Пилоты оттачивают мастерство в разных внештатных ситуациях. "Это мастерство уже во второй раз позволило спасти жизни сотням людей при аварийных посадках на поля", — отметили в авиакомпании.
Четыре года назад cамолет A321 "Уральских авиалиний" произвел вынужденную посадку на кукурузное поле около подмосковного Жуковского.
ATO.ru — Зарегистрированная в Ирландии и принадлежащая японским финансовым институтам лизинговая компания SMBC Aviation Capital объявила о приобретении еще 25 самолетов Boeing 737MAX, увеличив общий заказ на самолеты данного типа дo 81 единицы.
Поставки самолетов в модификации MAX-8 запланированы на 2028–2029 годы. Стоимость сделки по каталожным ценам превышает 3,7 млрд долл.
На всех ремоторизованных В-737 устанавливаются двигатели LEAP-1B производства CFM International.
Не считая заказанных ВС, лизинговая компания в настоящее время владеет и управляет 65 самолетами В-737MAX; всего в ее портфеле более 700 ВС различных типов.
Фото: Boeing.
ATO.ru — В рамках заключенного соглашения о стратегическом сотрудничестве между дальневосточной авиакомпанией "Аврора" и Сбером банк предоставит перевозчику цифровые инструменты, в том числе мультимедийные сервисы для развлечения пассажиров на борту.
Система заполнения досуга на борту становится важным элементом, с учетом того что авиакомпания планирует развивать протяженные маршруты и повышать уровень сервиса. На заказанных вчера "Авророй" перспективных среднемагистральных российских самолетах МС-21, способных выполнять полеты на расстояние до 5100 км, будет не только экономический класс (159 мест), но и бизнес-класс (16 мест).
В целом соглашение, подписанное на Восточном экономическом форуме, предполагает оказание "Авроре" полного спектра банковских услуг, сотрудничество с дочерними компаниями Сбера, в том числе при использовании и реализации совместных проектов по внедрению продуктов банка и компаний-партнеров, а также их адаптации под требования авиакомпании.
"Мы уже много лет сотрудничаем со Сбером не только в финансовой, но и в цифровой сфере. Использование передовых отечественных достижений в области IT — важная задача для авиакомпании в настоящее время. Сегодня мы подписали соглашение о взаимодействии в области широкого спектра цифровых сервисов, которые могут применяться в обслуживании наших пассажиров. Мы сможем предложить пассажирам уникальные продукты, в том числе использование мультимедийного контента в обновленной системе развлечений на борту самолетов авиакомпании", — прокомментировал Константин Сухоребрик, гендиректор "Авроры".
Авиакомпания в мае запустила оплату авиабилетов через систему SberPay, позволяющую оформить билет на сайте или в мобильном приложении авиаперевозчика не используя банковскую карту.
ATO.ru — Самолет Airbus А320 авиакомпании "Уральские авиалинии", выполнявший рейс U6-1383 по маршруту Сочи-Омск, благополучно совершил незапланированную посадку около населенного пункта Каменка (Новосибирская обл.), сообщила Росавиация. Посадка осуществлена в 05:44 мск на выбранную с воздуха площадку вблизи населенного пункта Каменка (около 180 км от Новосибирска).
По данным экипажа, на борту находилось 159 пассажиров и 6 членов экипажа. По предварительным данным, за медицинской помощью никто не обращался. Все пассажиры размещены в ближайшем населенном пункте.
Для расследования причин и обстоятельств серьезного авиационного инцидента Росавиацией сформирована комиссия, которая уже направлена к месту события.
В инцидент вовлечен самолет A320, бортовой номер RA-73805 (заводской серийный номер MSN 2166). Построен в 2004 году, эксплуатировался в российской авиакомпании 10 лет.
Приближается 19 сентября — дата проведения в Москве Digital Aviation & Travel Forum, традиционно признанного и популярного мероприятия для встречи топ-менеджеров и специалистов в области цифровых технологий воздушного транспорта и индустрии путешествий. Фундаментальные перемены заставили работать в новых условиях и решать множество новых проблем, связанных с IT-обеспечением всех аспектов работы авиакомпаний и туристических агентств.
О том, насколько актуальны программа форума и список тем, которые она затрагивает, лучше всего свидетельствует активное участие со стороны авиакомпаний. Среди ключевых докладчиков Digital Aviation & Travel Forum и участников панельных дискуссий представлены топ-менеджеры и профильные специалисты крупнейших российских авиакомпаний: "Аэрофлот", S7 Airlines, "Уральские авиалинии", "ЮТэйр".
О ТЕХНОЛОГИЯХ В АВИАКОМПАНИЯХ И АЭРОПОРТАХ
Модератор: Дмитрий Краснов, советник генерального директора; "ЗащитаИнфоТранс"
Дмитрий Городилов, вице‑президент по экономике и контролю расходов; "ЮТэйр"
Александр Белей, советник по вопросам автоматизации производственной деятельности авиакомпаний; "Аэронавигатор"
О ТЕХНОЛОГИЯХ В ТРЕВЕЛ
Модератор: Анисия Якушева, член экспертного совета при Государственной Думе РФ
Игорь Сивец, член совета директоров; tutu
АВИАКОМПАНИИ-УЧАСТНИКИ
Среди участников Digital Aviation & Travel Forum представители более 25 авиакомпаний, в том числе шести иностранных авиаперевозчиков: Air Arabia, Air Astana, Belavia ― Belarusian Airlines, Emirates Etihad Airways, flydubai. Вдохновляющая атмосфера форума позволит найти новые и укрепить имеющиеся контакты, обменяться мнениями, обсудить и выдвинуть новые идеи, которые определенно станут ключом к успешному будущему российской гражданской авиации и индустрии авиапутешествий.
Не упустите шанс принять участие в конференции Digital Aviation & Travel Forum, важнейшем мероприятии, где соберутся ведущие эксперты и профессионалы отрасли, чтобы обсудить последние тенденции и проблемы.
ATO.ru — Армянская авиакомпания Armenia Airways (код IATA: 6A) с 24 сентября начнет выполнение рейсов между Сочи и Ереваном.
Рейсы этого небольшого перевозчика (эксплуатирует два 28-летних самолета) запланированы дважды в неделю, полеты будут выполняться на самолетах Boeing 737-300 вместимостью 148 пасс.
Armenia Airways станет восьмым авиаперевозчиком на маршруте, соединяющем курортную столицу РФ со столицей Армении. В настоящее время с российской стороны направление обслуживают авиакомпании "Россия", "Азимут" и Red Wings, с армянской — Fly Arna, Armenian Airlines, Shirak Avia и Fly One Armenia.
За восемь месяцев этого года на международных направлениях (ближнее и дальнее зарубежье) аэропорт Сочи обслужил 1 млн пасс. (рост превысил 60% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года).
Фото: телеграм-канал аэропорта Сочи.
ATO.ru — Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), авиакомпания "Аврора" и Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) в рамках ВЭФ подписали соглашение о намерениях по поставке 95 перспективных легкомоторных самолетов ЛМС-901 "Байкал".
Количество и комплектация воздушных судов учитывают потребность субъектов Дальневосточного федерального округа в легкомоторных воздушных судах для выполнения социально значимых пассажирских перевозок, а также авиационных и транспортных работ по заказам региональных и федеральных государственных заказчиков, отметили в авиакомпании.
Твердые контракты на поставку ВС будут заключены "после ряда необходимых процедур".
Для финансирования сделки рассматривается возможность привлечения средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Планируется, что самолеты пополнят флот Единой дальневосточной авиакомпании в 2026–2030 годах и будут выполнены в различной комплектации для пассажирских и транспортных перевозок, для работ по авиалесохране, санавиации и т. д.
"Новые легкие универсальные самолеты ЛМС "Байкал" заменят морально устаревшие Ан-2, которые сейчас составляют почти половину флота на местных авиалиниях Дальнего Востока", — отметил Евгений Дитрих, гендиректор ГТЛК.
Гендиректор "Авроры" Константин Сухоребрик ожидает от самолета "экономической эффективности, технической надежности и комфорта для пассажиров".
"Аврора" образована в 2013 году; ее парк воздушных судов насчитывает 19 самолетов западного производства: восемь среднемагистральных Airbus А319, восемь региональных DHC-8 и три самолета местных авиалиний DHC-6.
В 2021 году по поручению президента РФ на базе "Авроры" создана Единая дальневосточная авиакомпания с интеграцией региональных авиакомпаний — "Хабаровские авиалинии", авиакомпания "Якутия", "Полярные авиалинии", Камчатское авиапредприятие, "ЧукотАвиа", принадлежащих соответствующим субъектам ДФО.
Группа "Аэрофлот" и лизинговая компания "Авиакапитал-Сервис" (АКС) заключили договоры финансового лизинга импортозамещенных самолетов: 18 среднемагистральных МС-21-310 и 34 региональных SJ-100 (RRJ-95New-100). О сроках начала поставок ВС и договоре между производителем авиатехники и АКС упоминания не было.
Подписание документов принадлежащего Ростеху лизингодателя с входящими в группу авиакомпаниями "Аэрофлот" и "Россия", как и ожидалось, состоялось в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ).
В соответствии с условиями договора "Аэрофлот" получит в лизинг шесть воздушных судов МС-21-310. В свою очередь, договор авиакомпании "Россия" подразумевает поставку 12 MC-21-310 и 34 SJ-100.
Сделки лизинга между "Аэрофлотом", "Россией" и "Авиакапитал-Сервисом" реализуются в соответствии с инвестпроектом "Проект льготного лизинга отечественных воздушных судов", утвержденным правительством РФ в январе этого года, который предполагает передачу группе "Аэрофлот" 52 новых ВС в период до 2025 года.
Год назад на ВЭФ группа "Аэрофлот" заключила соглашение о намерениях с Объединенной авиастроительной корпорацией на приобретение 339 новых воздушных судов российского производства: МС-21-310, SJ-100 (бывший SSJ-New) и Ту-214.
"Документ, который мы подписали сегодня, приближает группу "Аэрофлот" к долгожданному событию: поступлению в наш парк современных импортозамещенных самолетов. Новейшие российские лайнеры позволят "Аэрофлоту" успешно реализовывать актуализированную стратегию, продолжать рост и развитие", — подчеркнул гендиректор "Аэрофлота" Сергей Александровский.
ATO.ru — В целях развития магистральных направлений дальневосточная авиакомпания "Аврора" подписала с ПАО "Яковлев" (бывшая корпорация "Иркут") соглашение о намерениях на поставку 10 перспективных российских среднемагистральных самолетов МС-21 в период с 2027 по 2030 год.
Соглашение, подписанное в рамках VIII Восточного экономического форума, закрепило основные условия сделки, которые впоследствии будут отражены в договорах поставки и лизинга воздушных судов.
В соответствии с подписанным документом первые два самолета планируется поставить до конца 2027 года.
МС-21 станет самым большим самолетом в парке перевозчика. Для него авиакомпания выбрала двухклассную компоновку пассажирского салона вместимостью 175 кресел (16 мест бизнес класса и 159 мест в экономическом классе).
"Уверен, что с помощью новых отечественных самолетов МС-21 авиакомпания сможет сохранить и нарастить пассажиропоток на Дальнем Востоке", — отметил замгендиректора ОАК по гражданской авиации — гендиректор ПАО "Яковлев" Андрей Богинский.
"Авиакомпания уверенно смотрит в будущее и планирует свой парк воздушных судов для магистральных направлений. Пассажиропоток на них продолжает расти, и нам нужен самолет, который позволит держать высокую планку сервиса для пассажиров на направлениях, связывающих крупнейшие города Дальнего Востока между собой и через них всю нашу сеть с крупнейшими аэропортами Сибири", — прокомментировал Константин Сухоребрик, гендиректор авиакомпании "Аврора".
Флот перевозчика насчитывает 19 самолетов западного производства: восемь среднемагистральных Airbus А319, восемь региональных DHC-8 и три самолета местных линий DHC-6.
Фото: ОАК.
ATO.ru — Недавно созданная микроавиакомпания из Египта Red Sea Airlines, которая ранее в течение двух суток не могла обеспечить перевозку российских туристов из/в Шарм-эль-Шейх (в связи с неисправностью воздушного судна), уведомила Росавиацию о временной приостановке полетов в Москву. В связи "с производственной необходимостью" на период с 8 по 17 сентября перевозчик не будет выполнять рейсы по маршруту. Об этом сообщает российский авиарегулятор.
Росавиация, организатор полетной программы Red Sea "Интурист", обслуживающая компания "Дельта Сервис" и российские авиакомпании планируют обсудить меры по обеспечению перевозки российских туристов, находящихся в Шарм-эль-Шейхе и планирующих перелет в Египет в указанный период рейсами авиакомпании.
Билеты на рейсы египетской авиакомпании продавались только как часть турпакета туроператора "Интурист".
По данным Red Sea, авиакомпания готова перенести дату поездки пассажирам, находящимся в Москве, на более позднюю; в случае отказа пассажира от авиаперелета перевозчик обещает компенсировать стоимость билета в полном объеме.
Частная авиакомпания Red Sea Airlines (код IATA: 4S) приступила к полетам всего десять месяцев назад, имея в парке единственный Boeing 737-800; второе ВС этого типа было получено только в июне. Авиакомпания активно летает в страны бывшего СССР: в РФ, Узбекистан, Казахстан, Киргизию, Армению и Молдавию.
Фото: аэропорт Шереметьево.
По предварительным оценкам, с января по август российские авиакомпании перевезли 70,8 млн пасс., что на 12% больше, чем за аналогичный период 2022 года, сообщила Росавиация по итогам совещания, которое провел замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта Владимир Потешкин с ведущими российскими авиакомпаниями. Совещание было посвящено итогам перевозок в летний сезон и перспективам операционной деятельности эксплуатантов в предстоящий зимний сезон 2023/2024.
Было отмечено, что готовность российских авиакомпаний к осуществлению полетов в зимний сезон высокая; большинство из них уже приступило к продаже авиаперевозок. По оценкам авиакомпаний, дефицит провозных емкостей для обеспечения туристических направлений в предстоящем сезоне расписания отсутствует.
Темп роста пассажироперевозок постепенно замедляется. За семь месяцев с начала года российские эксплуатанты обслужили на 16,2% больше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
ATO.ru — "Уверен, что стратегическое партнерство [между РФ и Мьянмой] в сфере гражданской авиации будет успешно развиваться и в ближайшей перспективе авиакомпания [Myanmar Airways International; MAI] начнет выполнять полеты в столицу России Москву, а также в Санкт-Петербург и другие города нашей страны. Со стороны Росавиации для открытия таких рейсов будет оказано всестороннее содействие", — заявил руководитель Росавиации Александр Нерадько накануне открытия VIII Восточного экономического форума, в котором будет участвовать делегация из Республики Союз Мьянма.
Россия и Мьянма восстановили прямое воздушное сообщение 5 сентября, когда в Новосибирск из Мандалая прибыл первый регулярный рейс авиакомпании MAI. Рейсы в Толмачево будут выполняться два раза в неделю.
Прямое регулярное авиасообщение было приостановлено 30 лет назад. До 1993 года российский флагман "Аэрофлот" выполнял полеты из московского Шереметьево в Янгон (Рангун) с 1962 года.
Известно, что Myanmar Airways рассматривает возможность запуска полетов по маршруту Янгон — Москва (Домодедово). В марте аэропорт и перевозчик подписали соглашения о намерениях сотрудничества.
Фото: сайт аэропорта Толмачево.
ATO.ru — Обнинское научно-производственное предприятие "Технология" начало серийный выпуск импортозамещенных комплектующих для самолетов SJ-100 (проект российского регионального реактивного самолета с максимальным использованием отечественных компонентов и систем; прежнее обозначение SSJ-New) — остекления кабин экипажа и защиты внешнего светового оборудования. Оно полностью состоит из российских материалов, оснащено обогревом и прошло все наземные проверки, в том числе на птицестойкость. Ранее эта продукция поставлялась для Superjet 100 французской компанией Saint-Gobain Aerospace. Конструкционная оптика установлена на опытный образец SJ-100, который в настоящее время проходит летные испытания.
В комплект для одного самолета входят шесть изделий остекления кабины пилотов, которые сохраняют работоспособность при температурах от −62 до +85°C. Лобовые стекла и форточки представляют собой семиплекс: четыре силикатных стекла, склеенных тремя слоями полимерной пленки. Они выдерживают столкновение с птицей на скорости более 570 км/ч, не допуская разгерметизации. Боковые стекла кабины — триплекс из прочного ориентированного органического стекла. Защита сигнальных огней и другого светового оборудования на крыльях, фюзеляже и хвостовом оперении выполнена из органического стекла.
"До конца 2023 года ОАК будет передано 20 комплектов изделий для 20 SJ-100", — сказал Владимир Артяков, первый замгендиректора госкорпорации "Ростех", куда входит НПП "Технология".
В кооперации по изготовлению остекления принимают участие три предприятия холдинга в отрасли химической промышленности "Ростеха": специалисты НИИ технического стекла обеспечили нанесение электрообогревного слоя, НИИ полимеров — производство органического стекла, сотрудники "Технологии" работают над конечными изделиями.
Самолет SJ-100 с российскими бортовыми системами и франко-российскими двигателями (номер 97021) совершил первый полет 29 августа 2023 года.
Фото: ОАК.
ATO.ru — В рамках углубления технического сотрудничества между РФ и КНР Московский авиационный институт (МАИ) запустит совместные программы обучения с Северо-западным политехническим университетом города Сиань (Китай) (Northwestern Polytechnical University; NPU). Соответствующее соглашение подписали ректор МАИ Михаил Погосян и президент NPU Сун Баовэй в КНР.
Сотрудничество учебных заведений началось более 20 лет назад с открытия на кафедре "системное проектирование авиакомплексов" МАИ совместного учебно-научного центра "Эффективность авиационных систем". В марте 2019 года между МАИ и СЗПУ было подписано соглашение о совместных научных работах в области исследования, разработки и интеграции систем гражданской авиации. С сентября 2019 года на кафедре ведется подготовка магистров по совместной с NPU программе двойных дипломов "Интегрированные комплексы бортового оборудования". Лучшие выпускники по окончании магистратуры продолжают обучение в аспирантуре МАИ по специальности "информационно-измерительные и управляющие системы".
Учитывая положительный совместный опыт подготовки кадров, МАИ и NPU приняли решение о расширении сотрудничества и создании совместного института. В институте МАИ-NPU будут открыты четыре программы бакалавриата по авиастроению, ракетным комплексам и космонавтике, системному анализу и управлению, а также управлению в технических системах. Новые программы будут реализовываться на кафедрах "проектирование и сертификация авиационной техники", "прикладная информатика" и "системное проектирование авиакомплексов" МАИ.
Продолжительность обучения по каждой из программ составит четыре года, а выпускники получат дипломы обоих университетов. Первый набор состоится в 2024 году. Всего в совместный институт планируется принимать до 300 чел. в год.
Фото: NPU
19 сентября в Москве состоится ключевой для авиационной и тревел-индустрии IT-форум Digital Aviation & Travel. Топ-менеджеры и эксперты технологических компаний подведут итоги летнего сезона, обсудят дальнейшие перспективы и проблемные точки.
Среди выступающих:
- Филипп Лукьяненко, управляющий директор, АТН American Express GBT
- Татьяна Меркулова, вице‑президент, коммерческий директор, ТКП
- Александр Сизинцев, генеральный директор, ОРС
- Константин Нестеренко, руководитель направления продуктового маркетинга MixVel, "Сирена"
- Кирилл Тихонов, руководитель управления партнерских продаж, "АльфаСтрахование"
Панельные дискуссии:
- "Дистрибуция. Пассажир. Payments" — посвящена развитию рынка дистрибуции авиаперевозок, персонализации, продажам допуслуг, динамическому ценообразованию, механизмам платежей и взаиморасчетам. В дискуссии примут участие коммерческие и IT-директора крупнейших российских авиакомпаний; модерировать разговор будет Александр Сизинцев, ОРС.
- "Альтернативные системы цифровых решений: применение, развитие, перспективы" — специалисты ведущих авиакомпаний и аэропортов обсудят создание и внедрение отечественных IT-систем; модерировать дискуссию будет Дмитрий Краснов, "ЗащитаИнфоТранс".
- Основные тенденции и направления развития тревел-рынка будут обсуждаться в ходе сессии, модератором которой будет Анисия Якушева, член экспертного совета при государственной думе РФ.
Руководитель Росавиации Александр Нерадько дал интервью "Российской газете". В преддверии выборов мэра Москвы его основная часть касалась связки "авиатранспорт — российская столица".
Несколько фактов из этого интервью:
- За январь–июль 2023 года аэропорты Шереметьево, Внуково и Домодедово обслужили 39,6 млн пасс. (+11%). Объем авиаперевозок на внутренних авиалиниях практически сохранился на прежнем уровне и составляет 26,7 млн пасс., а международный трафик вырос на 37%.
- В Российскую Федерацию по состоянию на 1 сентября летают 67 иностранных авиакомпаний (+20%).
- В случае выявления угроз у нас совместно с профильными ведомствами есть четко установленный алгоритм, который направлен на предупреждение негативного влияния на объекты инфраструктуры воздушного транспорта и воздушные суда.
У московских аэропортов есть богатый практический опыт работы в критических условиях, именно он помогает им оперативно восстанавливать нормальный режим работы после снятия ограничений. - Из-за санкций 2022 года аэропортам Москвы пришлось скорректировать свои инвестиционные программы; при этом приоритетом остались мероприятия по повышению качества обслуживания пассажиров, созданию комфортных и безопасных условий их пребывания в аэропорту.
Большая работа ведется операторами аэропортов по импортозамещению и переходу на отечественное оборудование и технологии для исключения зависимости от иностранных производителей. Это касается и аэродромной техники, и программного обеспечения, используемого при обслуживании пассажиров, багажа и грузов. - На сегодня вопрос строительства вблизи аэродромов полностью урегулирован статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ. Эти нормы предполагают установление приаэродромных территорий для всех аэродромов.
- С 1 сентября более 5700 первокурсников начали обучение по программам высшего и среднего профессионального образования в 17 учебных заведениях гражданской авиации России.
Приемными комиссиями вузов и их филиалов было принято более 44,6 тыс. заявлений от абитуриентов, что на 30% больше чем в прошлом году.
В этом году первокурсниками стали 149 иностранных граждан из 18 стран. - Во всех трех высших учебных заведениях студенты начнут изучать организацию, обеспечение, обслуживание и эксплуатацию полетов беспилотных авиационных систем.
ATO.ru — Авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") впервые запустила полеты из Красноярска в столицу Югры, возобновляет рейсы из Сочи в Египет и увеличивает частоту рейсов из Москвы в Латинскую Америку.
Полетная программа "России" из Красноярска в Ханты-Мансийск открылась 2 сентября. Прямой рейс из сибирского авиатранспортного узла в столицу Ханты-Мансийского автономного округа — Югры входит в перечень субсидируемых. Рейсы выполняются два раза в неделю и обслуживаются региональными реактивными самолетами Superjet 100 (100 мест экономкласса).
С 2 октября возобновляется сезонная полетная программа перевозчика из южного авиатранспортного узла на египетские курорты. "Россия" будет выполнять прямые регулярные рейсы Сочи—Хургада (три раза в неделю) и Сочи—Шарм-эль-Шейх (четыре раза в неделю). На этих маршрутах планируется эксплуатация 87-местного "Суперджета" в двухклассной компоновке.
Из Москвы "Россия" добавила частоту к полетам на кубинский курорт Варадеро. Первый рейс отправился сегодня, 5 сентября, из Шереметьево. Теперь полеты выполняются 3 раза в неделю. На воздушной линии Москва—Варадеро эксплуатируются широкофюзеляжные дальнемагистральные лайнеры Boeing 777.
Прямое авиасообщение с Кубой было открыто 1 июля. По данным авиакомпании, рейсы востребованы не только при планировании отдыха на курорте, но и для продолжения путешествия в другие страны региона, "куда выполняют полеты местные авиаперевозчики".
Фото: авиакомпания "Россия".
ATO.ru — Свыше 2,6 млрд руб. будет дополнительно направлено из резервного фонда правительства РФ 11 аэропортам центральных и южных регионов на частичную компенсацию их операционных расходов (с декабря 2022-го по июль 2023 года) из-за продления режима временного ограничения полетов, действующего на протяжении 18 месяцев. Распоряжение № 2350-р подписано 1 сентября 2023 года.
Поддержка будет оказана аэропортам в Ростове-на-Дону, Краснодаре, Анапе, Геленджике, Элисте, Липецке, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе, где приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов.
В мае 2023 года на эти же цели из резервного фонда было направлено почти 2,5 млрд руб.
ATO.ru — Сегодня утром, 1 сентября, в целях обеспечения безопасности полетов гражданских воздушных судов были временно ограничены полеты из обслуживающих Москву аэропортов Внуково, Домодедово и Жуковский. Из-за ограничения использования воздушного пространства на запасные аэродромы ушло 14 самолетов, сообщила Росавиция.
По состоянию на 08:30 мск все аэропорты Москвы и подмосковный Жуковский работают в штатном режиме.
В воздухе над территорией Люберецкого района Московской области был перехвачен летевший к Москве беспилотный летательный аппарат самолетного типа, сообщил утром мэр российской столицы Сергей Собянин в Telegram-канале.