АТО-телеграф за 10/2024
ATO.ru — Первым был перекрашен 48-летний самолет Як-40 с бортовым номером RA-88188, сообщил губернатор Вологодской области Георгий Филимонов. Раньше эта машина летала в сине-белых цветах, оставшихся от предыдущего эксплуатанта — авиакомпании "Ямал".
Филимонов рассказал, что новую раскраску получат все воздушные суда авиакомпании. По данным Росавиации, сейчас в парке Вологодского авиапредприятия пять пассажирских самолетов Як-40 и один грузопассажирский Як-40К — это крупнейший эксплуатант данного типа в России. Также у перевозчика есть 16 вертолетов семейства Ми-8.
Авиакомпания осуществляет регулярные перевозки из Вологды в Москву, Санкт-Петербург и Великий Устюг.
Фото: телеграм-канал Георгия Филимонова
Азербайджанская авиакомпания Azerbaijan Airlines (AZAL) предоставила своим пассажирам возможность рассчитать предполагаемый объем выбросов вредных углеродов от своего полета и компенсировать их. Для этого AZAL с помощью новозеландского экологического проекта CarbonClick разместила на своем сайте калькулятор, где можно узнать общий объем выбросов на путешественника на конкретных рейсах перевозчика.
После этого путешественники могут компенсировать причиненное своим полетом загрязнение окружающей среды через добровольные пожертвования на международные экологические проекты. Сейчас пассажирам предлагается поддержать восстановление мангровых зарослей в Пакистане, экосистемы торфяников в Индонезии или утилизацию газа на свалке в Турции.
Осуществить процедуру компенсации можно во время покупки авиабилета или после покупки.
Воздушный транспорт и индустрия путешествий претерпели фундаментальные перемены. Пришлось решать и решить множество проблем, связанных с IT-обеспечением всех аспектов работы авиакомпаний и туристических агентств. Как работает отрасль в изменившихся условиях, какие новые проблемы возникают?
Традиционный Digital Aviation and Travel Forum — это главная площадка для обсуждения ключевых вопросов и вызовов для цифровых технологий в авиационной и туристической отраслях. Конференция состоится 5 ноября в Москве. Здесь профессионалы могут обсудить насущные проблемы, обменяться опытом и идеями, а также наладить деловые контакты.
Digital Aviation & Travel Forum традиционно служит признанным и популярным местом встречи топ-менеджеров и специалистов в области цифровых технологий воздушного транспорта и индустрии путешествий. Вдохновляющая атмосфера форума способствует обмену мнениями и генерированию новых идей, которые станут ключом к успешному будущему российской гражданской авиации и индустрии авиапутешествий.
Как говорят сами участники, здесь собираются все. Не упустите шанс принять участие в этом важнейшем событии.
Мероприятие организовано компанией ATO Events при поддержке Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
ATO.ru — С января по сентябрь этого года санкт-петербургский аэропорт Пулково (LED) обслужил 16,2 млн пасс. — на 2,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Рост обеспечили международные перевозки, где было перевезено 3,2 млн чел. (+23% год к году). На внутренних рейсах было обслужено 13 млн пасс. (годом ранее — 13,2 млн).
Самые востребованные среди российских направлений — Москва, Калининград, Сочи, Екатеринбург и Казань, среди зарубежных — Анталья, Стамбул, Минск, Дубай и Ташкент.
Наибольший рост демонстрируют международные маршруты, главным образом Турция, страны СНГ, Ближний Восток и Китай. В частности, за первые 9 месяцев пассажиропоток в Турцию составил 1,1 млн чел. (на 16% больше, чем за аналогичный период 2023 года), в Узбекистан — 417 тыс. (+24%), в Беларусь — 265 тыс. (+18%), в ОАЭ — 247 тыс. (+21%), в Китай — 176 тыс. (+224% к низкой базе прошлого года).
Лидерами по объему перевозок являются авиакомпании, работающие в среднем и бюджетном сегментах: "Россия", "Победа" (обе — группа "Аэрофлот") и Smartavia.
Значительный рост трафика на международных направлениях стал результатом "активной работы с приоритетными зарубежными рынками для развития въездного туризма", считают в компании "Воздушные ворота Северной столицы" — операторе аэропорта Пулково.
Фото: телеграм-канал Пулково.
ATO.ru — Согласно новой редакции прогноза развития парка коммерческих воздушных судов Aviation Week, в следующие десять лет — с 2025 по 2034 год — авиакомпании мира получат более 21,9 тыс. новых воздушных судов.
Узкофюзеляжный сегмент, как и прежде, в авангарде обновления парка, причем по количеству поставок европейское семейство Airbus A320neo обгонит американского конкурента Boeing 737MAX. Совокупно на эти два узкофюзеляжных семейства придется 70% всех поставок новых коммерческих ВС. В широкофюзеляжном сегменте наиболее продаваемыми станут В-787 и А350.
Согласно прогнозу, в парки авиакомпаний поступит более 11,2 тыс. новых самолетов Airbus, что составляет 51% от общего числа поставок. От Boeing ждут свыше 8,8 тыс. новых самолетов — 40% от всего нового парка. Таким образом, два гиганта авиастроительной отрасли поделят между собой 91% рынка.
С учетом ожидаемого совокупного среднегодового темпа роста в 3,1%, общемировой парк достигнет 44,6 тыс. воздушных судов к 2033 году.
Фото: Airbus.
ATO.ru — В сентябре европейский самолетостроитель Airbus поставил 50 гражданских самолетов, что в целом соответствует темпам его производства.
За месяц компания получила 235 гросс-заказов на самолеты.
В сентябрьских поставках вновь преобладали самолеты A321neo — 28 ВС данной модели было передано заказчикам. Было поставлено 12 A320neo и даже один A319neo, доставшийся авиакомпании Tibet Airlines, которая использует его на высокогорных аэродромах Тибетского плато. Следует отметить невысокий темп поставок A220 — всего пять ВС. Airbus также поставил только четыре широкофюзеляжных самолета: один A330-900, два A350-900 и один -1000.
Всего с января по сентябрь было поставлено 497 самолетов. С учетом плана в 770 ВС на 2024 год, в последние три месяца года Airbus предстоит поставить еще 273 самолета, то есть в среднем 91 в месяц.
Сентябрьские заказы включают 20 A320neo, 55 A321neo, пять A350-900 и пять -1000 — все они были размещены нераскрываемым клиентом; 15 A320neo и 65 A321neo заказала лизинговая компания CDB Leasing, а 70 A321neo — филиппинский лоукостер Cebu Pacific. Общий объем заказов, полученных в течение года, теперь составляет 667 самолетов.
Фото Airbus.
ATO.ru — 28 узкофюзеляжных и пять широкофюзеляжных самолетов передала заказчикам корпорация Boeing в сентябре. Таким образом, в течение четырех месяцев подряд американскому гиганту, находящемуся в сложном положении, удается поставлять более 30 самолетов.
Однако корпорация ожидает, что уже в октябре показатели поставок снизятся, поскольку последствия продолжающейся забастовки работников в Сиэтле начнут сказываться на производственных программах самолетов В-737, В-767 и В-777.
Основную часть поставок в прошлом месяце составили 27 бортов семейства В-737MAX, включая семь ВС для китайских перевозчиков и пять для американской United Airlines. Поставки широкофюзеляжных самолетов состояли из четырех В-787-10 и одного грузового В-767-300F.
За месяц корпорация оформила заказы на 65 ВС, 54 из которых В-737MAX и 11 В-777F. Лизинговая компания CDB Aviation Lease Finance подписала соглашение о покупке 50 самолетов В-737MAX-8.
Количество чистых заказов с начала года (с учетом отмен, конверсий и корректировок) составило 121 самолет по состоянию на конец сентября. В результате официальный портфель заказов достиг 5456 ВС. С января по сентябрь было поставлено в общей сложности 291 ВС, включая 222 В-737, 15 В-767 и 11 В-777.
Фото: UPS.
ATO.ru — Интенсивность использования воздушного пространства с января по сентябрь этого года возросла — в небе над Россией совершено на 6% полетов больше, чем годом ранее, сообщила Госкорпорация по ОрВД.
За девять месяцев с начала года в верхнем воздушном пространстве РФ обслужено более 1,17 млн полетов воздушных судов.
Общее количество маршрутов ОВД составляет 1028 протяженностью около 870 тыс. км. Андрей Булин, руководитель предприятия, отметил, что введено 12 новых маршрутов ОВД, из них 6 маршрутов зональной навигации и 5 международных воздушных трасс.
Наибольшая интенсивность воздушного движения отмечена в региональных центрах ЕС ОрВД (Москва, Самара, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону). Наибольшее количество взлетно-посадочных операций зафиксировано в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Внуково, Домодедово (оба — Москва) и Сочи, уточнил оператор аэронавигационных услуг.
Фото: ATO.ru.
ATO.ru — За 9 месяцев с начала года сургутская группа "ЮТэйр" перевезла 5,4 млн пасс., из них 4,9 млн чел. — на самолетах, 506,7 тыс. — на вертолетах.
На самолетах авиахолдинга пассажиропоток вырос на 5,1% к аналогичному периоду 2023 года. 3,7 млн пасс. (+1,3% год к году) выбрали рейсы авиакомпании "ЮТэйр" для перелетов внутри России, 1,2 млн (+18,4%) — для путешествий за рубеж.
Было перевезено 11,1 тыс. т грузов (+7,7%) и 2,4 тыс. т почты (+147,1%). Производственный налет составил 121,6 тыс. ч.
На вертолетах пассажиропоток вырос на 6,3% относительно первых девяти месяцев прошлого года. Было перевезено 48,0 тыс. т грузов. Производственный налет составил 85,5 тыс. ч.
Учитывая публиковавшиеся ранее данные за 8 месяцев, получается, что в сентябре группой "ЮТэйр" было обслужено 655,2 тыс. пасс.; из них 595,4 тыс. — на самолетах и 59,8 тыс. — на вертолетах.
Фото: телеграм-канал "ЮТэйр".
ATO.ru — Авиакомпании России суммарно перевезли в сентябре 10,7 млн чел., что на 4,8% больше, чем за аналогичный месяц 2023 года. Такие предварительные данные обнародовала Росавиация.
По мнению экспертов, высокий спрос на полеты поддержала аномально теплая погода.
Коэффициент занятости кресел вырос на 0,9 п. п. и достиг 90,0%, что свидетельствует о дефиците провозной емкости и исчерпании потенциала текущего флота гражданской авиации.
Топ-5 крупнейших перевозчиков возглавили авиакомпании группы "Аэрофлот" — "Аэрофлот", "Победа" и "Россия". Замкнули рейтинг частные предприятия S7 Airlines ("Сибирь") и "Уральские авиалинии".
Суммарно "большая пятерка" перевезла 7,5 млн чел., рост составил 6,8% относительно сентября прошлого года. При этом группа "Аэрофлот" обслужила 5,3 млн пасс. (+16,4% год к году).
Фото: телеграм-канал аэропорта Сочи.
ATO.ru — Казанский вертолетный завод (КВЗ) передал четыре вертолета Ми-8МТВ-1 Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), сообщили "Вертолеты России".
Воздушные суда строились по контракту в рамках инвестпроекта ГТЛК с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Все машины будут переданы в лизинг российским эксплуатантам по завершении регистрации права собственности на вертолеты в Росавиации.
Два вертолета из поставленной партии пополнят флот авиакомпании "Баргузин". Один из них оснащен спасательной лебедкой и устройством для транспортировки грузов на внешней подвеске. Грузовая кабина второго оснащена устройством по закатке колесной техники, что позволит расширить транспортные возможности ВС.
Новый Ми-8МТВ-1 передан авиакомпании "Ельцовка". Эксплуатант ориентирован на работу в регионах с непростыми метеоусловиями — в Сибири, Арктике, на Дальнем Востоке.
Четвертый вертолет предназначен для авиакомпании "Геликс Аэро". Эта "восьмерка" будет использоваться для поисково-спасательных операций, транспортировки пассажиров и грузов в труднодоступные районы, в которых расположены добывающие предприятия топливно-энергетического комплекса.
"В портфеле заказов Казанского вертолетного завода вертолеты серии Ми-8 остаются самыми востребованными", — отметил гендиректор КВЗ Николай Яковлев.
ГТЛК поставит по инвестпроекту 86 вертолетов современных модификаций Ми-8 российским авиакомпаниям в 2023–2025 годах (в том числе 30 бортов в текущем году).
Фото: "Вертолеты России".
ATO.ru — Находящийся в кризисном положении авиастроительный гигант Boeing обозначил сумму, которую он планирует привлечь для укрепления финансового состояния, подорванного забастовкой и производственными неурядицами, — 25 млрд долл.
Согласно документам, поданным американской корпорацией в Комиссию по ценным бумагам и биржам, привлечь эти средства планируется посредством дополнительной эмиссии акций и долговых обязательств.
Уолл-стрит ждет от Boeing решительных действий с момента прихода к управлению нового генерального директора — Келли Ортберга, перед которым стоит задача решения производственных проблем коммерческих и оборонных программ, вопросов, связанных с продолжающейся забастовкой сотрудников в Сиэтле, остановившей производство самолетов Boeing 737 и затронувшей другие программы, что привело к снижению ликвидности корпорации.
11 октября Boeing предупредил, что ожидает чистого убытка в размере 9,97 долл. на акцию в III квартале и отрицательного денежного потока от операционной деятельности в размере 1,3 млрд долл. Денежные средства и инвестиции в рыночные ценные бумаги корпорации составили 10,5 млрд долл. на конец квартала. Boeing также объявил о дальнейших задержках в программе широкофюзеляжных самолетов В-777X и дополнительных затратах в размере 2 млрд долл. в подразделении Defense, Space and Security, занимающемся оборонными и космическими проектами и программами безопасности.
Ортберг объявил о плане сокращения около 10% персонала корпорации в попытке "привести в соответствие с нашей финансовой реальностью и более сфокусированным набором приоритетов".
Фото: Boeing.
ATO.ru — По итогам приемной кампании этого года Московский авиационный институт (МАИ) зачислил на очную форму обучения 611 иностранных абитуриентов. Лидируют среди поступивших граждане Китая: общее число маевцев из этой страны достигло почти 500.
Всего на данный момент в МАИ обучаются более 1800 студентов из 80 стран. Наиболее крупные контракты на обучение заключены с КНР, Малайзией, Вьетнамом и ОАЭ. Также значительное количество студентов поступило из Узбекистана, Казахстана, Беларуси, Индии, Египта, Туркменистана и Зимбабве.
Университет регулярно актуализирует образовательные программы, доступные для иностранных граждан. В настоящее время на английском языке ведется обучение по ряду направлений: "Авиастроение", "Двигатели летательных аппаратов", "Ракетные комплексы и космонавтика", "Системы управления летательных аппаратов".
Также МАИ активно взаимодействует с зарубежными университетами и корпорациями в области программ двух дипломов. В их числе сетевые формы программ на английском языке совместно с Шанхайским университетом Цзяо Тун, Чжэцзянским университетом, Бэйханским университетом, Северо-Западным политехническим университетом и Харбинским политехническим университетом (Китай). С 2023 года в Московском авиационном институте запущена совместная программа бакалавриата с Университетом Халифы (ОАЭ) по направлению "Авиастроение" с выдачей дипломов обоих вузов. Обучение по ней проходят порядка 60 чел.
Фото: МАИ.
ATO.ru — Китайская Государственная корпорация гражданского самолетостроения (COMAC; Commercial Aircraft Corporation of China) провела ребрендинг своего первого самолета — регионального джета ARJ21-700, который будет иметь обозначение C909.
Споттеры сфотографировали самолет с регистрацией B-099A в аэропорту Шанхай-Пудун, с нанесенным "C909" на киле и носовой части.
Таким образом, теперь линейка самолетов COMAC состоит из серийно производящихся регионального джета C909 и среднемагистрального самолета C919, а также находящегося в разработке широкофюзеляжного авиалайнера C929.
Официальное представление бренда C909 ожидается через месяц на авиасалоне Zhuhai Airshow в Чжухае.
Существует информация, что одновременно с ребрендингом будет объявлено о доработках ARJ21 — установке усовершенствованных системы управления полетом, авионики и повышении топливной эффективности ВС.
Фото: COMAC.
ATO.ru — Пассажиропоток аэропорта Братск с января по сентябрь составил 199,25 тыс. чел., увеличившись на 5% по отношению к аналогичному периоду 2023 года. Наиболее популярными направлениями стали Москва и Новосибирск, на которых было обслужено 60,9 тыс. и 59,6 тыс. пасс. соответственно. В Иркутск слетали 26,6 тыс. чел., в Красноярск — 7,2 тыс.
Количество взлетно-посадочных операций с начала года составило 3,9 тыс.
Количество чартерных рейсов северной авиагавани Иркутской области, а также полетов воздушных судов собственного флота авиапредприятия возросло на 5%.
С марта 2023 года владельцем 100% акций аэропорта Братск является компания "Сибирские аэропорты" (РУСАЛ).
ATO.ru — Авиакомпания "Аэрофлот" создает единый учебно-летный отряд (УЛО) для всей группы. УЛО будет готовить пилотов для всех перевозчиков, входящих в группу: "Аэрофлота", "России" и "Победы".
Впервые в новейшей истории "Аэрофлот" увеличит численность собственного учебно-летного отряда до 300 чел. Ранее на базе авиакомпании ежегодно проходили первоначальную подготовку до 60 молодых пилотов — выпускников летных учебных заведений.
В рамках масштабированного проекта авиакомпания будет отбирать лучших выпускников и студентов 4–5 курсов учебных заведений гражданской авиации. Будущие пилоты отряда пройдут психологическое тестирование и вступительные испытания по основным профильным предметам и английскому языку.
В УЛО молодые пилоты будут проходить подготовку и переподготовку на воздушные суда Superjet 100, Airbus A320 и Boeing 737NG. В результате появится единый ресурс молодых летных кадров, которых будут распределять между авиакомпаниями группы в зависимости от потребностей в летном персонале каждого авиаперевозчика, пояснили в "Аэрофлоте".
ATO.ru — В первый месяц осени аэропорт Красноярск обслужил 396,9 тыс. пасс., что на 8% больше, чем в сентябре 2023 года. Темп роста пассажиропотока заметно снизился в течение года: в январе он вырос на 22%, в мае — на 15%.
Всего за три квартала текущего года пассажирский трафик достиг 3,296 млн пасс. — это больше на 15%, чем за 9 месяцев прошлого года. Впервые в истории отметку в 3 млн пасс. аэропорт Красноярск преодолел уже в начале сентября.
На МВЛ в сентябре пассажиропоток составил 67,0 тыс. чел. (+25% год к году). При этом международные авиаперевозки с января по сентябрь возросли на 34%, до 565,5 тыс. пасс.
Самолето-вылетов в сентябре выполнено 1,8 тыс. (+7%). Всего за первые 9 месяцев было выполнено 15,4 тыс. взлетных операций, это больше на 18%, чем за отчетный период 2023 года.
Из Красноярска самыми востребованными направлениями в сентябре стали Москва, Сочи, Новосибирск, Санкт-Петербург, Норильск, Иркутск. На международных линиях чаще всего летали в Турцию, Кыргызстан, Узбекистан, Китай и Таиланд.
Лидирующие позиции по числу обслуженных пассажиров занимают авиакомпании группы "Аэрофлот", хабом которой Красноярск является с июня 2021 года: пассажиропоток "России" за сентябрь составил 135,5 тыс. чел., "Аэрофлота" — 59,5 тыс. чел. Далее следуют: NordStar (35,2 тыс.), "КрасАвиа" (29,9 тыс.), "ЮТэйр" (25,8 тыс.), S7 Airlines (24,1 тыс.) и NordWind (20,7 тыс. чел.).
Фото: Антон Петров / аэропорт Красноярск.
ATO.ru — Росавиация временно запретила камчатской авиакомпании "Витязь-Аэро", чей Ми-8Т разбился в августе, заниматься техобслуживанием авиатехники. Регулятор с 7 октября, сроком на 120 рабочих дней, приостановил сертификат (выдан в 2017 году), позволяющий перевозчику самостоятельно выполнять работы по техническому обслуживанию вертолетов Ми-8Т, Ми-8П, Ми-8МТВ-1 и Ми-2, двигателей ТВ2-117А(АГ), ТВ3-117ВМ, вспомогательных силовых установок и компонентов к ним.
Сертификат приостановлен по предложению Ространснадзора.
В ходе внеплановой проверки авиакомпании (из-за катастрофы ее вертолета Ми-8Т (RA-25656) на Камчатке в августе) специалисты службы выявили в "Витязь-Аэро" грубые нарушения воздушного законодательства, связанные с поддержанием летной годности воздушных судов, порядком хранения авиационной техники и качеством выполнения технического обслуживания.
Выявленные несоответствия не были устранены в предписанный срок.
Для выполнения техобслуживания авиатехники "Витязь-Аэро" теперь придется обратиться в организацию с соответствующим действующим сертификатом.
Фото: "Витязь-Аэро".
ATO.ru — С 28 октября "Уральские авиалинии" (U6) приступают к выполнению прямого рейса Сочи (AER) — Баку (GYD), сообщил авиаперевозчик. Полеты между главным южным хабом РФ и столицей Азербайджана будут выполняться 2 раза в неделю на узкофюзеляжных самолетах семейства Airbus А320.
Это новое направление для екатеринбургского перевозчика, но оно уже обслуживается российской авиакомпанией "Азимут" и азербайджанской AZAL (Azerbaijan Airlines).
Кроме Сочи U6 выполняет рейсы в Баку из Екатеринбурга и Москвы (Жуковский).
ATO.ru — Общий трафик российских аэропортов в августе составил 23,8 млн чел., увеличившись только на 2,5% год к году.
В период с января по август пассажиропоток воздушных гаваней РФ вырос на 5,4% к аналогичному периоду 2023 года (или на 7,5 млн чел.), сообщила Росавиация.
Пассажиропоток аэропортов крупнейшего авиационного узла страны — московского (МАУ, в который входят Шереметьево, Домодедово и Внуково) в августе увеличился на 4,9%, до 7,9 млн чел.; за восемь месяцев с начала года их трафик вырос на 7%, до 50,4 млн чел. На МАУ приходится порядка трети всего объема перевозок.
Суммарный пассажиропоток аэропортов московского региона (аэропорты МАУ плюс Жуковский — все они обслуживают российскую столицу) в августе увеличился на 4,7%, а за январь–август — на 6,9%, составив 8,1 млн и 51,5 млн чел. соответственно.
ATO.ru — На 3 ч 23 мин дольше провели в пути пассажиры рейса U6 798 авиакомпании "Уральские авиалинии" на маршруте Дубай—Москва из-за необходимости облетать воздушное пространство Ирана.
В целях обеспечения безопасности полета трасса альтернативного маршрута проходила через воздушные пространства Омана, Пакистана и Таджикистана. По пути самолет совершил посадку для дозаправки в Душанбе. Далее он продолжил полет до Москвы над Узбекистаном и Казахстаном, сообщила авиакомпания.
Общая протяженность альтернативного маршрута по сравнению с обычным увеличилась на 2100 км и составила 6366 км. Пассажиры провели в пути 8 ч 38 мин вместо обычных 5 ч 15 мин.
Рейс U6 798 за 2 октября совершил посадку в Домодедово в 07:44.
Сегодня, 3 октября, рейсы перевозчика из/в Дубай вылетают в соответствии с расписанием по ранее заявленным трассам.
Иллюстрация: "Уральские авиалинии".
ATO.ru — После анализа обстановки на Ближнем Востоке Росавиация обновила рекомендации по выполнению полетов в воздушных пространствах Израиля, Ирана и Ирака.
2 октября в связи с угрозой безопасности полетов агентство рекомендует российским эксплуатантам выполнение полетов в/из аэропортов Израиля и Ирана, а также полеты в воздушных пространствах Израиля, Ирана и Ирака в период с 15:30 до 19:00 мск.
3 октября полеты рекомендованы в период с 09:00 до 19:00 мск.
При полетах через воздушные пространства этих стран рекомендуется проявлять повышенную бдительность и выбирать альтернативные маршруты, опубликованные в NOTAM (извещение для пилотов об изменениях в правилах проведения и обеспечения полетов и аэронавигационной информации), выпущенных авиационными властями этих государств.