АТО-телеграф за 01/2023
Авиапромышленное предприятие "Уральский завод гражданской авиации" (УЗГА) и грузовая авиакомпания "Авиакон Цитотранс" включены в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control; OFAC) Министерства финансов США. Санкции направлены на ограничение деятельности компаний, связанных с российскими гражданами (так называемый список SDN).
УЗГА (находится также под санкциями ЕС с декабря 2022 года) специализируется на разработке, производстве, испытаниях, ремонте и обслуживании авиационной техники, деталей, узлов и агрегатов. Перспективные проекты в гражданской авиации — легкий самолет местных авиалиний ЛМС-901 "Байкал" и турбовинтовой региональный самолет ТВРС-44 "Ладога".
"Авиакон Цитотранс" эксплуатирует 5 собственных рамповых грузовых самолетов Ил-76ТД, входит в тройку крупнейших коммерческих операторов ВС этого типа. — ATO.ru
В рамках стратегии по расширению международного авиасообщения авиационные власти Казахстана и Китая договорились о восстановлении регулярных рейсов между столицами двух стран. С 25 марта авиакомпания Air Astana планирует возобновить полеты по маршруту Астана—Пекин с частотой 3 рейса в неделю. Полеты будут выполняться на узкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах Airbus А321LR.
Вместе с тем с 13 февраля флагманский казахстанский перевозчик планирует постепенное увеличение полетов между Алма-Атой и Пекином с 1 до 7 рейсов в неделю в период весенне-летней навигации. Полеты будут выполняться на самолетах А321.
Увеличение количества рейсов позволит ускорить развитие торгово-экономического, инвестиционного, туристического и культурно-делового сотрудничества между двумя странами, а также способствует полноценному использованию введенного летом 2022 года 14-дневного безвизового режима для граждан КНР, отметили в Комитете гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. — ATO.ru
Институт авиационного приборостроения "Навигатор" (АО "Навигатор") разработал и успешно провел наземные и летные испытания первой в России системы предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ или TCAS в международной классификации).
"В настоящее время проводятся работы по квалификации СПСВ с оформлением свидетельства о годности комплектующего изделия. Заложенные при разработке системы инженерно-технические решения позволяют установить ее на все российские самолеты взамен импортного оборудования", — сказал Сергей Бабуров, гендиректор АО "Навигатор".
По данным разработчика, "совершены десятки полетов разной продолжительностью, в ходе которых был осуществлен контроль работы СПСВ в воздухе с формированием предупреждающих сообщений экипажу и рекомендациями на маневр".
Система предупреждения столкновения в воздухе информирует пилотов об окружающем трафике, предупреждает о потенциальной угрозе столкновения и выдает рекомендации по предотвращению опасной ситуации.
АО "Навигатор" — российское предприятие по разработке и производству бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО); осуществляет полный цикл научно-производственной деятельности: исследования, разработку, производство, испытания, сбыт и сопровождение эксплуатации своей продукции.
Фото: АО "Навигатор".
Российский флагман возобновляет программу собственных регулярных рейсов из Москвы в города Казахстана. С 1 февраля "Аэрофлот" начнет выполнять полеты в Астану, Алма-Ату и Атырау на узкофюзеляжных среднемагистральных самолетах западного производства семейства Airbus A320.
"Аэрофлот" приостановил собственные полеты в Казахстан 8 марта прошлого года вскоре после введения антироссийских санкций, значительная часть которых была направлена на гражданскую авиацию РФ. С 8 апреля входящая в группу "Аэрофлот" авиакомпания "Россия" смогла запустить рейсы в центральноазиатскую республику из Сочи на самолетах российской сборки — региональных Superjet 100, а с 28 апреля и из столицы.
Сейчас в столицу Казахстана "Аэрофлот" планирует выполнять до двух ежедневных рейсов, в Алма-Ату — до трех ежедневных рейсов. В Атырау в феврале запланировано два рейса в неделю, а с марта добавится еще один рейс.
Ожидается, что более вместительные "дальнобойные" и комфортабельные A320 повысят конкурентоспособность и улучшат экономику "Аэрофлота" на этих востребованных направлениях. — ATO.ru
"Аэрофлот" запускает оплату авиабилетов через платежный сервис Сбербанка SberPay на сайте, в том числе мобильной версии, а также в последней версии мобильного приложения авиакомпании для устройств на базе Android.
Для покупки билета на сайте необходимо нажать на кнопку SberPay и ввести номер телефона, привязанный к приложению Сбера. В ответ пассажир получит push-уведомление или СМС для подтверждения платежа.
В случае оплаты через мобильное приложение "Аэрофлота" пассажиру достаточно нажать на кнопку SberPay и также подтвердить платеж в приложении Сбера.
"Мы постоянно повышаем уровень цифровизации нашей авиакомпании, адаптируя IT-стратегию "Аэрофлота" под запросы и условия нового времени с учетом поставленных целей в части импортозамещения. С помощью отечественных цифровых технологий мы не только обеспечиваем бесперебойную операционную деятельность крупнейшего авиаперевозчика страны, но и чутко реагируем на потребности пассажиров", — отметил Антон Мацкевич, заместитель гендиректора по информационным технологиям "Аэрофлота".
Региональный казахстанский авиаперевозчик Qazaq Air (код IATA: IQ) с 13 февраля планирует открыть прямые регулярные рейсы из Астаны в Челябинск. Полеты будут выполняться с частотой 3 раза в неделю на турбовинтовых самолетах De-Havilland Dash 8-Q400.
Для государственной авиакомпании, специализирующейся на обслуживании рейсов внутри Казахстана и приграничных территориях, это четвертое российское направление после Екатеринбурга, Казани, Омска. Еще два заявленных пункта назначения на территории РФ — Новосибирск и Тюмень — в настоящее время не обслуживаются.
В 2022 году Qazaq Air выполнила более 8,6 тыс. рейсов на 38 маршрутах при средней загрузке 82%. Пассажирами авиакомпании стало более 560 тыс. чел. (на 1,5% меньше, чем годом ранее).
Фото: Qazaq Air.
На сегодняшний день из московского аэропорта Домодедово (DME) можно отправиться по таким жарким направлениям, как Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Эфиопия, Бахрейн, Таиланд и Шри-Ланка.
Так, к побережью Персидского залива, в ОАЭ (Дубай, Шарджа, Абу-Даби) и Бахрейн, авиаперевозчики выполняют 60 рейсов в неделю.
В Египет, к берегам Красного моря (Хургада, Шарм-эль-Шейх), перелеты выполняются с частотой 13 еженедельных рейсов.
В африканскую Эфиопию национальная авиакомпания Ethiopian Airlines осуществляет полеты 3 раза в неделю.
С конца прошлого года российская Red Wings запустила чартерные рейсы в Таиланд и Шри-Ланку.
В минувшем году Domodedovo Training, образовательный центр московского аэропорта Домодедово (DME), первым в России среди учебных центров при аэропортах стал обладателем сертификата Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Данный сертификат свидетельствует, что центр соответствует требованиям Комитета и признан учебным заведением гражданской авиации, а также получил аккредитацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в качестве центра обучения и оценки компетенций IATA с правом преподавания 5 категорий программ по правилам перевозки опасных грузов (CBTA Center). Кроме того, был разработан и аккредитован в ICAO курс на английском языке о противообледенительной обработке самолетов, открыто 5 категорий обучения в тракторной школе, а также положено начало сотрудничеству с Советом профессиональных квалификаций воздушного транспорта. Всего за 2022 год учебный центр Domodedovo Training выдал порядка 8,5 тыс. сертификатов.
Каждый новоприбывший сотрудник аэропорта проходит обучение в Domodedovo Training, в школе методического управления (ШМУ); в прошлом году таких было более 1,3 тыс.
По итогам работы программы "Приток", направленной на подготовку, адаптацию и трудоустройство студентов учебных заведений-партнеров на штатные должности предприятий группы DME, ряды сотрудников воздушной гавани пополнило более 130 специалистов, более 60 студентов было выведено на работу в режиме неполного рабочего дня. Всего за 23 года работы программы ее участниками стало свыше 4,5 тыс. чел.
Фото: аэропорт Домодедово.
Национальный авиаперевозчик Азербайджана AZAL (Azerbaijan Airlines) прошел аудит эксплуатационной безопасности (IOSA; IATA Operational Safety Audit) Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).
Аудит охватывает все аспекты деятельности авиакомпании, влияющие на обеспечение безопасности полетов, в том числе оперативно-диспетчерское управление, наземное обслуживание, грузовые перевозки, авиационную безопасность и организацию управления компанией.
Согласно требованиям IATA, все авиакомпании — члены организации проходят аудит IOSA каждые два года для проверки соответствия около 1 тыс. параметров стандартов безопасности и качества IOSA. Аудиты проводятся аккредитованными организациями; одна и та же организация не может проводить аудит авиакомпании два раза подряд.
Действующая регистрация IOSA в авиатранспортной отрасли является доказательством надежности и высокого уровня безопасности авиакомпании. — ATO.ru
Авиакомпания "Аэрофлот" планирует увеличить частоту полетов в Гуанчжоу (c 15 февраля) и Шанхай (с 16 февраля) с одного до трех раз в неделю. Регулярные рейсы в крупнейший торгово-промышленный пункт Южного Китая и крупнейший китайский мегаполис будут выполняться из терминала С московского аэропорта Шереметьево на широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах Boeing 777-300ER.
Китай с 8 января отменил ковидный карантин для прибывающих пассажиров и одновременно снял ограничения на количество международных рейсов.
Однако действующий запрет на использование воздушного пространства страны российскими самолетами с двойной регистрацией и рост числа заболеваний в КНР после резкой отмены режима "нулевой терпимости" к COVID-19 вряд ли приведут к экспоненциальному росту количества рейсов в Китай.
В декабре прошлого года российский флагман выкупил у лизинговой компании 10 Boeing 777 и получил на них права собственности. — ATO.ru
Материал дополнен
Авиакомпания Buta Airways, низкобюджетное подразделение национального перевозчика Азербайджана AZAL (Azerbaijan Airlines), с 16 марта открывает новое направление в своей маршрутной сети из Баку (GYD) в Волгоград (VOG). Рейсы планируются три раза в неделю на 106-местных региональных реактивных самолетах Embraer E190.
В списке маршрутов Buta, возобновленных после пандемии из Баку в города РФ, числятся обслуживающий Москву аэропорт Жуковский (ZIA), Астрахань (ASF), Минеральные Воды (MRV), Казань (KZN) и Уфа (UFA). — ATO.ru
В середине января в целях дальнейшего развития международной деятельности Тимур Тлегенов назначен заместителем председателя Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР РК).
В 2021 году Тимур Тлегенов окончил Национальную школу гражданской авиации Франции (ENAC) по специальности "управление воздушным транспортом", в 2014 году окончил Академию государственного управления при Президенте Республики Казахстан по специальности "международные отношения", в 2009 году окончил Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (Астана) по специальности "международные отношения".
До нового назначения работал руководителем управления авиационных перевозок и регулирования международного воздушного сообщения Комитета ГА.
С 2009 по 2019 год работал в Комитете гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан на должностях эксперта, главного эксперта, главного эксперта — старшего государственного авиационного инспектора управления международных отношений и авиационных перевозок.
Крупнейший оператор рынка беспошлинной торговли на территории аэропортов РФ — Sheremetyevo Duty Free разрешил продажу товаров для пассажиров, путешествующих из терминала С московского аэропорта Шереметьево в Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию. Однако цена товара для пассажиров рейсов внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС) указана на ценниках отдельно и включает в себя налоги, пошлины и сборы, "в соответствии с установленными межгосударственными нормами".
Единственная возможность сэкономить — забронировать товары с использованием сервиса предварительного заказа на сайте компании и получить скидку в 5%.
Лоукост-авиакомпания Wizz Air Abu Dhabi (СП венгерского дискаунтера Wizz Air и суверенного фонда благосостояния Абу-Даби ADQ) с 22 января увеличила количество рейсов между Абу-Даби и Алма-Атой с 3 до 4 в неделю. Полеты выполняются на узкофюзеляжных воздушных судах семейства Airbus A320.
Гибридный перевозчик flydubai планирует увеличение частоты полетов из своего хаба в Дубае с 10 до 14 рейсов в неделю — как в Астану (с 26 января), так и в Алма-Ату (с 28 января).
Кроме того, с начала летней навигации, 28 февраля, flydubai намерена возобновить полеты по маршруту Дубай—Чимкент с частотой 2 рейса в неделю. Авиакомпания эксплуатирует самолеты Boeing 737.
Увеличение количества рейсов между Республикой Казахстан и Объединенными Арабскими Эмиратами произошло после официального визита президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева в ОАЭ 15–17 января, в рамках достигнутых договоренностей между авиационными властями РК и ОАЭ.
Международный аэропорт Нижнего Новгорода (код IATA: GOJ) по итогам работы 2022 года обслужил 1,2 млн пасс., что на 19% меньше, чем годом ранее. Среди общего количества пассажиров аэропорта (одного из ведущих в Приволжском федеральном округе) более миллиона — путешественники внутрироссийских рейсов (минус 4% к уровню 2021 года), около 200 тыс. — международных (минус 68% к уровню прошлого года — сказались антироссийские санкции). В течение прошлого года число направлений сократилось, а перевозчиков — выросло: для полета были доступны 36 направлений, которые обслуживали 18 авиакомпаний (в 2021 году более 40 направлений обслуживали 15 перевозчиков). Традиционно самыми популярными были Москва и Санкт-Петербург. В пятерку лидеров по маршрутам внутри России вошли прямые регулярные рейсы в Сочи, Калининград, Екатеринбург, Новосибирск и Волгоград. Среди международных направлений лидером стала Анталья. В прошлом году после перерыва возобновлены полеты в Махачкалу, Уфу, Челябинск и Оренбург. Появились новые перевозчики — турецкая Corendon Airlines, выполняющая рейсы в Анталью, и армянская Shirak Avia — в Ереван.
Парк спецтехники пополнился новым перронным автобусом и двумя самоходными трапами.
Международный аэропорт Нижнего Новгорода им. В. П. Чкалова управляется УК "Аэропорты регионов".
За 12 месяцев 2022 года аэропорт Абакан (код IATA: ABA) добился 25,5%-ного роста пассажиропотока. Его услугами воспользовалось 318,7 тыс. пасс.
Было выполнено 2,5 тыс. самолето-вылетов (на 4,6% больше показателя 2021 года); максимальная взлетная масса (MTOW) ВС за год выросла на 31% — признак эксплуатации более крупных самолетов.
Улучшение операционных показателей отразилось и на финансовых результатах. Операционная выручка авиапредприятия в 2022 году составила 420 млн руб. (против 329 млн руб. в 2021-м).
В 2023 году через воздушную гавань Хакасии планируется продолжить выполнение регулярных рейсов в Москву, Новосибирск и Норильск. На условиях субсидирования (софинансирования) будут выполняться полеты в Омск, Красноярск, Сочи и Иркутск. По инициативе глав двух субъектов — Хакасии и Татарстана — планируется открытие нового направления Казань—Абакан, также на условиях софинансирования.
По итогам прошлого года общий пассажиропоток калининградского аэропорта Храброво (код IATA: KGD) составил 3,74 млн чел., на 4,3% меньше по сравнению с показателями 2021 года. За год было выполнено 13,1 тыс. самолето-вылетов.
Основной трафик российского эксклава пришелся на внутренние воздушные линии, где было перевезено 3,65 млн пасс. (–4,3% к году ранее). В 2022 году из аэропорта Храброво выполнялись регулярные рейсы по основным направлениям в Москву и Санкт-Петербург, а также в Новосибирск, Тюмень, Уфу, Самару, Пермь, Казань, Нижний Новгород, Мурманск, Архангельск, Челябинск, Екатеринбург, Ижевск, Череповец, Псков, Петрозаводск, Минеральные Воды, Иваново.
На МВЛ снижение пассажиропотока по сравнению с 2021 годом составило 3,9%; было обслужено всего 89,1 тыс. пасс. После начала специальной военной операции на Украине, в начале марта 2022 года все международные рейсы из Калининграда были отменены. В апреле возобновились регулярные рейсы в Минск (Белоруссия), чартерные — в Анталью (Турция).
Общее количество обработанных грузов и почты за год составило 8,58 тыс. т; рост на 0,6% в годовом исчислении.
Главными факторами снижения пассажиропотока стали закрытие воздушного пространства над аэропортами юга и центральной части РФ, закрытие полетов в Европу для российских авиакомпаний, а также сложности с авиапарком у российских перевозчиков. Рейсы в Калининград с конца февраля 2022 года выполняются авиакомпаниями по измененному маршруту — через Ленинградскую область и над нейтральными водами Балтийского моря.
Научно-исследовательский институт физических измерений (НИИФИ; входит в холдинг "Российские космические системы" госкорпорации "Роскосмос") разработал датчико-преобразующую аппаратуру для перспективного российского регионального реактивного самолета SSJ-New — новой версии Superjet 100 с максимальным использованием оборудования, систем и компонентов, произведенных в РФ.
В компании создали датчики для измерения температуры и контроля потока воздуха в комплексной системе кондиционирования самолета. В приборах используются российские компоненты.
По планам поставки аппаратуры для SSJ-New начнутся в II квартале 2023 года.
Одновременно компания разрабатывает импортозамещающую датчико-преобразующую аппаратуру и для среднемагистрального МС-21. Датчики НИИФИ заменят импортные приборы в системе контроля температурных режимов шасси самолета и системе кондиционирования воздуха.
"Ключевые компетенции НИИФИ в области датчико-преобразующей аппаратуры позволили нам в короткие сроки создать приборы с учетом всех требований по безопасности и надежности, которые предъявляются на рынке гражданской авиации к пассажирским лайнерам. Это направление на гражданских рынках является для компании одним из приоритетных, поэтому сейчас рассматривается вопрос о техническом дооснащении производственных мощностей, чтобы в будущем обеспечить бесперебойные серийные поставки наших "космических" датчиков для "Суперджета" и других перспективных российских самолетов", — отметил гендиректор НИИФИ Алексей Новоселов.
Фото: РКС.
Южнокорейский бюджетный перевозчик T’way Air приступил к эксплуатации ремоторизованных самолетов Boeing 737MAX-8. Первый борт (регистрационный номер HL8513) взят в лизинг в компании AerCap и имеет компоновку на 189 мест экономкласса.
По заявлению перевозчика, увеличенная по сравнению с предыдущим поколением дальность MAX позволит открыть новые рейсы, в том числе в Центральную Азию.
В настоящее время флот T’way состоит из 26 B-737-800 и трех широкофюзеляжных A330-300.
Фото: AerCap.
18 января 2023 года Олег Сторчевой приступил к исполнению обязанностей председателя Межгосударственного авиационного комитета. Он сменил на этом посту Татьяну Анодину, бессменно возглавлявшую МАК на протяжении 31 года.
Накануне в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялась сессия Совета по авиации и использованию воздушного пространства под председательством уполномоченного представителя России в Совете — заместителя министра транспорта РФ Игоря Чалика.
Совет утвердил новую редакцию Положения о Совете по авиации и использованию воздушного пространства, Положения о Межгосударственном авиационном комитете (МАК), утвердил пакет документов, регулирующих финансовую деятельность МАК, и назначил Сторчевого председателем Комитета, предложив Анодиной звание почетного президента Совета с правом совещательного голоса.
Олег Сторчевой с 2012 года по весну 2022-го занимал должность замруководителя Росавиации по безопасности полетов.
В заседании приняли участие полномочные представители всех текущих государств — участников Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
МАК учрежден после развала СССР, в декабре 1991 года, на основании Межгосударственного соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, заключенного 12 новыми независимыми государствами для сохранения единых авиационных правил, норм летной годности, единой системы сертификации авиационной техники и ее производства, международных категорированных аэродромов и их оборудования, независимого расследования авиационных происшествий, координации вопросов развития гражданской авиации и гармонизации национальных программ развития систем организации воздушного движения.
МАК действует на основе и в соответствии с международным законодательством и национальными законодательствами государств —участников Соглашения, имея от них полномочия, делегированные в соответствии с указами президентов, постановлениями правительств и другими законодательными актами.
В соответствии с положениями Чикагской конвенции о международной гражданской авиации и процедурами Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Соглашение и Положение о МАК в июле 1992 года зарегистрированы ИКАО и МАК включен в перечень межправительственных организаций.
МАК заключены соглашения о сотрудничестве со многими зарубежными государствами и международными организациями: ИКАО, EASA, ИАТА, ИФАЛПА, МПА СНГ, ЕврАзЭС и др. Подписаны подготовленные МАК международные соглашения в области летной годности, безопасности полетов и расследования авиационных происшествий со многими ведущими авиационными государствами.
МАК является членом Международной ассоциации независимых органов расследования на транспорте (ITSA).
Штаб-квартира МАК располагается в Москве, где его деятельность обеспечивается в соответствии с законом, ратифицированным Федеральным Собранием Российской Федерации, и Воздушным кодексом.
Авиакомпания "ИрАэро" 16 января приступила к выполнению прямых рейсов по маршруту Иркутск — Харбин (Китай). Полеты будут выполняться два раза в неделю на 100-местных региональных реактивных самолетах российской сборки Superjet 100.
"Мы рады возобновлению прямого авиасообщения с Китаем, — прокомментировал открытие рейсов Юрий Лапин, гендиректор "ИрАэро". — Для нас данное направление является историческим и перспективным. Перерыв был связан со сложной эпидемической ситуацией в России и КНР. Летать будем на "Суперджетах", они обладают оптимальной пассажировместимостью и дальностью полета. В планах авиакомпании также возобновление рейсов в Маньчжурию".
8 января Китай, впервые с начала пандемии, полностью снял запреты на международное авиасообщение.
Учебный центр московского аэропорта Домодедово — Domodedovo Training получил аккредитацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в качестве Центра обучения и оценки компетенций (CBTA Center). Полученная аккредитация подтверждает, что Domodedovo Training соответствует положениям крупнейшей ассоциации перевозчиков об обучении различным категориям опасных грузов.
Учебный курс "Перевозка опасных грузов" позволит слушателям получить новые и совершенствовать имеющиеся профессиональные компетенции, необходимые для осуществления деятельности в области перевозки опасных грузов.
Получив данную аккредитацию, Учебный центр воздушной гавани стал одним из первых в мире Центров обучения и оценки компетенций и теперь сможет выдавать совместные с IATA сертификаты студентам, успешно завершившим аккредитованный учебный курс, не только в РФ, но и в других государствах, утверждают в Домодедово.
Авиакомпания Iraqi Airways получила от Airbus третий новый региональный/ближнемагистральный самолет A220-300. Борт YI-ARG прилетел в Багдад 14 января. 132-местный самолет имеет компоновку двух классов: 12 кресел бизнес-класса и 120 — экономического.
Иракский национальный перевозчик приступил к коммерческой эксплуатации этих самолетов только в ноябре 2022 года, спустя восемь месяцев после получения первого A220.
Первоначальный договор на поставку пяти ВС, называвшихся в свое время CS300, был заключен еще с разработчиком самолета, канадской Bombardier, в 2013 году. Соглашение включало опцион еще на девять ВС этого типа.
Airbus досталось соглашение после приобретения программы CSeries и ребрендирования самолета в A220 в 2018 году.
Фото: Iraqi Airways.
Для стимуляции дальнейшего расширения географии полетов, увеличения количества международных рейсов и привлечения новых иностранных перевозчиков Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана на 5 лет продлил режим открытого неба в 12 аэропортах страны до конца 2027 года.
Данный режим предусматривает снятие всех ограничений по количеству рейсов и предоставление иностранным авиакомпаниям пятой степени свободы воздуха на маршрутах, где не оперируют казахстанские авиакомпании.
Режим открытого неба действовал в 12 международных аэропортах городов Астана, Алма-Ата, Тараз, Чимкент, Актау, Семипалатинск, Караганда, Усть-Каменогорск, Павлодар, Петропавловск, Кокшетау и Туркестан. Данный режим внедрен также в международном аэропорту города Актобе.