АТО-телеграф за 12/2022
В 2022 году на поддержку российской гражданской авиации из федерального бюджета были выделены, доведены до получателей и освоены денежные средства в размере 172 млрд руб.
Об этом было объявлено на проведенном замруководителя Росавиации Владимиром Потешкиным заседании рабочей группы по выполнению плановых показателей по объему воздушных перевозок. В нем приняли участие представители 24 ведущих российских авиакомпаний.
По предварительным оценкам, рост объемов региональных авиаперевозок по итогам года составит от 5 до 8%.
Ожидается, что несмотря на ограничения и санкционное давление, по результатам 2022 года российскими авиакомпаниями будут достигнуты плановые показатели по авиаперевозкам по внутренним и международным линиям. Весной президент призывал обеспечить объем перевозок в 100 млн пассажиров.
Владимир Потешкин отметил, что авиаперевозчиками "была четко организована работа по перераспределению провозных емкостей и приняты своевременные меры по техническому обслуживанию воздушных судов в условиях санкций".
В целях развития авиатранспортного обеспечения в 2023 году замруководителя Росавиации призвал авиакомпании "обратить внимание на поддержание летной годности и соблюдение требований безопасности полетов, продолжить работу над автоматизацией транспортных процессов и повышением качества обслуживания пассажиров".
"Вертолеты России" завершили летные испытания вертолета тяжелого класса Ми-171А2 на Эльбрусе. Он осуществил испытательные полеты со взлетной массой до 13 т. Эксперты проверили работу в высокогорье основных систем: двигателей, вспомогательной силовой установки, кислородного оборудования. Кроме того, в рамках испытаний оценивались управляемость, маневренность и скороподъемность вертолета на площадках различной высотности.
В результате для этого типа вертолета будет расширен действующий сертификат на полеты с 3500 до 5000 м над уровнем моря.
По ключевым летно-техническим характеристикам Ми-171А2 превосходит серийно выпускаемые вертолеты типа Ми-8/17: показатели крейсерской и максимальной скорости выше на 10%, а грузоподъемность — на 25%, заявляет производитель.
На Ми-171А2 установлены более эффективный Х-образный рулевой винт, а также новый несущий винт с композитными лопастями и усовершенствованной аэродинамической компоновкой.
Вертолет оснащен двигателями ВК-2500ПС-03 повышенной мощности, с цифровой системой управления БАРК, которые дают принципиально новые возможности при его эксплуатации на высокогорных территориях и в районах с жарким климатом.
"Расширение эксплуатационных характеристик вертолета — очень актуальная задача, соответствующая потребностям наших заказчиков. В настоящее время холдинг приступил к оформлению дополнения к сертификату типа, документально подтверждающего возможность выполнения на Ми-171А2 взлетов и посадок на высоте до 5000 м", — отметил первый заместитель гендиректора холдинга "Вертолеты России" Олег Гуляев.
Фото: Вертолеты России.
Московский аэропорт Домодедово встретил первый рейс частной иранской авиакомпании Meraj Airlines (JI). Новый партнер воздушной гавани начал выполнять чартерную программу по уникальному направлению для московского авиационного узла: Решт (RAS) — Москва (DME).
Авиаперевозчик будет осуществлять полеты из DME в иранский город четыре раза в неделю. Решт — самый большой город на побережье Каспийского моря в Иране. Meraj Airlines базируется в аэропортах Тегерана: Мехрабад и Международном аэропорту Имама Хомейни.
Авиакомпания основана в 2010 году для чартерных VIP-перевозок, в том числе руководства и правительства Ирана. Выполняет внутренние пассажирские рейсы, а также летает по нескольким международным направлениям (Стамбул, Бейрут). Эксплуатирует 7 самолетов: 2 широкофюзеляжных Airbus A300-600, 2 A319 и 3 A320.
Фото: Домодедово.
Лизинговая компания BOC Aviation разместила заказ на 40 узкофюзеляжных ремоторизованных самолетов Boeing 737MAX-8. Поставки ВС запланированы на период с 2027 по 2028 год.
Базирующийся в Сингапуре лессор заявил, что количество заказанных им B-737MAX-8 возросло до 80.
Основу портфолио BOC Aviation составляют европейские узкофюзеляжные самолеты семейства Airbus A320: более 190 находятся в эксплуатации, а портфель заказов на них превышает 500 единиц. Однако среди ее ключевых клиентов есть американские авиакомпании-операторы созданной в США авиатехники. Например, United Airlines, Southwest и American Airlines арендуют у BOC 18, 14 и 13 воздушных судов соответственно. В середине декабря United объявила о планах по приобретению 100 самолетов Boeing 737MAX.
Фото: Boeing.
Холдинг "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех" передал МЧС России четыре новых модернизированных вертолета Ми-8МТВ-1.
Они оснащены бортовым радиоэлектронным оборудованием нового типа и современной системой автоматического управления полетом. Собранные на Казанском вертолетном заводе машины адаптированы под применение очков ночного видения. Кроме того, вертолеты оснащены современной системой спутниковой навигации с двенадцатидюймовым многофункциональным индикатором, на котором отображается метеорологическая и навигационная обстановка, а также изображение от камер видеонаблюдения.
Модернизация Ми-8МТВ-1 произведена с учетом опыта эксплуатации вертолетов "Миль" в МЧС. В базовый облик Ми-8 внедрено более 40 изменений. В том числе проведены работы по импортозамещению вспомогательной силовой установки — теперь используется российская ТА-14 мощностью 30 кВт. Благодаря ей время выполнения операций с длительным автономным базированием вертолета возросло с 30 мин до 5 ч.
Вертолеты оборудованы спасательной лебедкой и внешней подвеской. Установка двух дополнительных внутренних топливных баков увеличивает дальность с 620 до 1050 км — в зависимости от условий полета.
Переданные МЧС "восьмерки" отправились в Жуковский, Красноярский, Южный и Хабаровский авиационно-спасательные центры МЧС России.
Всего в рамках контракта с МЧС Казанский вертолетный завод поставляет пять Ми-8МТВ-1; еще один вертолет будет передан в 2023 году.
Фото: "Вертолеты России".
Объединенная двигателестроительная корпорация Ростеха приступила к давно ожидаемым летным испытаниям перспективного российского двигателя ПД-8. Предназначенный для нового, полностью российского регионального реактивного самолета SSJ-New двухконтурный турбовентиляторный двигатель установили на самолет — летающую лабораторию Ил-76ЛЛ.
В октябре на Международном форуме двигателестроения генконструктор ОДК Юрий Шмотин заявлял, что созданы три опытных образца ПД-8, которые участвуют в испытаниях.
ПД-8 предназначен для SSJ-New и самолета-амфибии Бе-200. Кроме того, на основе газогенератора ПД-8 может быть создан двигатель для самого большого в мире вертолета Ми-26.
Разработка полностью импортозамещенной модификации SSJ-New находится в приоритете. Согласно одобренной летом этого года амбициозной правительственной программе развития авиатранспортной отрасли РФ, поставки самолетов в новом облике должны начаться уже в 2023 году. Такой график выглядит труднореализуемым.
Фото: Объединенная авиастроительная корпорация.
Опытная эксплуатация первого тренажера Ми-171А2 началась на Улан-Удэнском авиационном заводе. Комплекс предназначен как для начального обучения, так и для повышения квалификации и переподготовки пилотов для управления вертолетами этого типа и нацелен в основном на операторов винтокрылой техники из Западной Сибири и с Дальнего Востока. Для размещения тренажера на предприятии построено специальное помещение в составе Авиационного учебного центра (АУЦ). Кабина тренажера изготовлена на заводе и полностью повторяет облик реальной.
На У-УАЗ ранее введен в эксплуатацию сертифицированный комплексный тренажер для экипажей вертолетов Ми-8АМТ.
Улан-Удэнский авиационный завод холдинга "Вертолеты России" (входит в госкорпорацию "Ростех") специализируется на производстве вертолетов Ми-8АМТ (Ми-171Е), Ми-171, Ми-171А2.
Фото: "Вертолеты России".
Росавиация в 50-й раз продлила так называемый режим временного ограничения полетов в российские аэропорты юга и центральной части РФ.
До 2 января 2023 года запрещено выполнение полетов гражданских самолетов в 11 аэропортов: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Новый пассажирский терминал аэропорта Новый Уренгой (код IATA: NUX) получил заключения Ростехнадзора о соответствии требованиям проектной документации, что подтверждает его строительную готовность к приему пассажиров. Это позволяет осуществить перевод рейсов в новое здание до конца года, отметил Роман Бочков, исполнительный директор крупнейшего аэропорта Ямала. Начало работы терминала запланировано на 26 декабря.
Росавиация продлила режим временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов юга и центральной части РФ до 27 декабря.
Запрещены полеты гражданских самолетов в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о предоставлении дополнительно 6 млрд руб. из резервного фонда на поддержку системы организации воздушного движения (ОрВД) страны.
С учетом выделенных в сентябре на поддержку системы ОрВД 15 млрд руб. общий объем дополнительного финансирования на эти цели в 2022 году составит 21 млрд руб. Деньги поступают в Госкорпорацию по организации воздушного движения (ФГУП "Госкорпорация по ОрВД").
Действующие с конца февраля антироссийские санкции привели к существенному сокращению интенсивности движения на международных (особенно транзитных) трассах в воздушном пространстве РФ и, соответственно, дохода госкорпорации.
"Господдержка направлена на обеспечение аэронавигационного обслуживания не менее 1 млн полетов", — сообщила Росавиация, которой подведомственна Госкорпорация по ОрВД.
В доковидном 2019 году интенсивность движения в верхнем воздушном пространстве РФ составляла 1,83 млн полетов. На международных трассах авиакомпании (иностранные и российские) осуществили 887,6 тыс. полетов, из которых 306,6 тыс. — транзит через воздушное пространство РФ, что составляло 49% от общего количества полетов, обслуженных российскими диспетчерами.
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) передала российский вертолет Ми-8МТВ-1 авиакомпании "Тайга".
Это первая сделка ГТЛК с дальневосточным перевозчиком. "Тайга" (прежнее наименование "Авиационная компания "Авиашельф"; зарегистрирована в 1998 году) планирует эксплуатировать новый вертолет на социально значимых маршрутах в Дальневосточном федеральном округе.
По данным лизинговой компании, по программе с государственным финансированием 2022 года поставлено шесть вертолетов; приемка еще шести запланирована в оставшиеся две недели декабря.
Ми-8МТВ-1 производятся на Казанском вертолетном заводе холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех".
16 декабря вертолет семейства Ми-8/Ми-171, выпущенный на другом предприятии холдинга — Улан-Удэнском авиазаводе (У-УАЗ) и еще не переданный заказчику, разбился в аэропорту Байкал. Было бы логично предположить, что до выяснения причин этого авиапроисшествия поставки с У-УАЗ могут быть приостановлены либо будут осуществляться с задержками.
16 декабря в аэропорту Байкал (Улан-Удэ) произошло авиационное происшествие с вертолетом семейства Ми-8. По данным МЧС Бурятии, при совершении перегоночного перелета с военного/заводского аэродрома Восточный в международный аэропорт Улан-Удэ во время посадки вертолет загорелся. Экипаж в составе трех человек погиб. Воздушное судно разрушено.
Сообщение о возгорании вертолета в аэропорту Байкал поступило в 10 ч 15 мин (по московскому времени) от старшего диспетчера ЦППС в ОДС ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Бурятия. Возгорание на площади 100 кв. м ликвидировано; оно произошло на рулежной дорожке, взлетно-посадочная полоса аэродрома федерального значения не задета.
Вертолет Ми-8, модель и заводской серийный номер которого пока неизвестны, был только что выпущен на Улан-Удэнском авиационном заводе (У-УАЗ) холдинга "Вертолеты России" госкорпорации "Ростех". Данная машина не находилась в эксплуатации, готовилась к поставке, отметили в МЧС.
По появившейся в соцсетях информации, вертолет предназначался на экспорт китайскому заказчику, что объясняет его перегонку в международный аэропорт.
Накануне министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков посетил У-УАЗ, где было объявлено, что в течение двух недель МЧС России получит два Ми-8 в арктической версии — Ми-8АМТШ-ВА. Как авиационное происшествие повлияет на эти и другие планирующиеся поставки, неизвестно.
Аэропорт Байкал (код IATA: UUD; входит в холдинг "Новапорт") является аэропортом федерального значения, имеет статус международного. В 2017 году ему присвоен режим открытого неба. Восточный — аэродром Минобороны РФ. На аэродроме совместно базируется У-УАЗ.
Дополнение
В материалах Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры участвовавшее в авиапроисшествии воздушное судно обозначается как Ми-171Е. Это экспортный вариант вертолета семейства Ми-8/Ми-171.
Режим "временного ограничения полетов" в 11 российских аэропортов юга и центральной части РФ продлен до 21 декабря, сообщила Росавиция.
Временно ограничены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Пассажирский трафик аэропорта Красноярск (код IATA: KJA) за 11 месяцев работы составил 2,82 млн пасс., и это уже превосходит результат за весь 2021 год (2,73 млн пасс.).
В ноябре через аэропорт прошло 251,1 тыс. чел. — на 11% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако грузопоток снизился на 24%, до 1427 т. Сокращение активности грузоперевозчиков отразилось и на количестве самолето-вылетов — их было совершено на 20% меньше (1360).
Самым популярным направлением полетов из Красноярска остается Москва; за столицей расположились Сочи, Новосибирск, Санкт-Петербург и Норильск. В ноябре были открыты международные рейсы по нескольким туристическим направлениям: Шри-Ланка (Коломбо) и Таиланд (Бангкок, Пхукет и Паттайя).
Авиакомпании группы "Аэрофлот", организовавшие в KJA региональный хаб, удерживают лидерство по пассажирскому трафику среди перевозчиков. Места в топ-5 распределились так: "Россия", "Аэрофлот", S7 Airlines ("Сибирь"), "ЮТэйр", NordStar.
В конце прошлой недели московский аэропорт Домодедово (код IATA: DME) в тестовом режиме запустил новый сегмент пассажирского терминала — Т2 — и обслужил первый рейс.
"Сегодня [8 декабря] из Т2 вылетели первые пассажиры. Это новая веха как в истории аэропорта Домодедово, так и в истории отечественной гражданской авиации", — прокомментировал Алексей Артёменко, пресс-секретарь аэропорта.
Аэропорт получил разрешение Росавиации на ввод в эксплуатацию нового сегмента пассажирского терминала — Т2 в конце октября (на три года позже запланированного срока).
Фото: Домодедово.
В 2023 году на авиаперевозки в города Арктической зоны РФ из средств федерального бюджета предусмотрено 3,2 млрд руб. Это позволит перевезти более 650 тыс. пасс. по 75 маршрутам, сообщил руководитель Росавиации Александр Нерадько на прошедшем в конце прошлой недели форуме "Арктика: настоящее и будущее". За 11 месяцев этого года аэропорты Арктической зоны обслужили 5 млн пасс., что на 9% больше результатов аналогичного периода 2021 года (4,6 млн пасс.), отметил он. Повышение авиационной подвижности населения Арктической зоны и Дальневосточного федерального округа является приоритетом для Росавиации.
Александр Нерадько подчеркнул, что развитие отрасли в сложных климатических условиях напрямую зависит от более интенсивного внедрения авиатехники российского производства. В настоящее время перспективный однодвигательный турбовинтовой легкий самолет местных авиалиний ЛМС-901 "Байкал" находится "в активной стадии испытаний". Ожидается, что к концу 2023 года завершится его сертификация. Сертификат выдается Росавиацией.
Так называемый режим временного ограничения полетов в российские аэропорты юга и центральной части России продлен до 15 декабря, объявила Росавиация.
Запрещены полеты гражданских самолетов в 11 российских аэропортов: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
В ноябре аэропорт Новокузнецк (код IATA: NOZ) обслужил 36,45 тыс. пасс., что на 10,8% больше прошлогоднего показателя. За 11 месяцев через воздушную гавань прошло 367,26 тыс. чел. — на 11 тыс. больше, чем годом ранее. Т. е. в годовом исчислении рост составляет 3%.
Ближайший к популярному горнолыжному курорту Шерегеш аэропорт фиксирует большой объем перевозимого багажа, в том числе негабаритного. В немалой степени способствуют такой тенденции акции от перевозчиков по бесплатной доставке негабаритного багажа и новая сервисная услуга аэропорта по сдаче и выдаче багажа в удаленном багажном терминале на курорте.
"В общей сложности за ноябрь мы обработали более 240 т багажа. Львиная доля приходится на горнолыжное снаряжение. В декабре ожидаем прироста по всем показателям и заветного 400-тысячного пассажира. Это будет рекордный показатель в новейшей истории аэропорта", — прокомментировал гендиректор аэропорта Новокузнецк Кирилл Ермаков.
В зимнем сезоне 2022/2023 из воздушных ворот южной агломерации Кузбасса выполняются полеты по 9 маршрутам, обслуживаемые 8 авиакомпаниями: Nordwind Airlines, S7 Airlines, "Аэрофлот", Red Wings, "КрасАвиа", "ЮТэйр", NordStar и "Уральские авиалинии".
Фото: Министерство туризма через "Аэрокузбасс".
Базирующаяся на Канарских островах авиакомпания Binter Canarias разместила заказ на пять ближнемагистральных Embraer E195-E2.
Испанский авиаперевозчик, уже эксплуатирующий эти ремоторизованные самолеты, получит новые ВС в 2023 и 2024 годах, уточнили в Embraer. По данным бразильского производителя, их общая каталожная стоимость — 389 млн долл.
Авиакомпания получила первый 132-местный E195-E2 с редукторными двигателями Pratt & Whitney PW1900G в 2019 году, и сейчас в ее парке пять таких ВС. Но основу флота составляют 26 турбовинтовых ATR.
По состоянию на конец сентября в портфеле заказов Embraer 227 самолетов E195-E2.
Фото :: Embraer.
В рамках расширения программы полетов в Узбекистан "Аэрофлот" открыл продажу билетов на регулярные прямые рейсы из Санкт-Петербурга в Ташкент и Самарканд.
Собственные рейсы авиакомпании "Аэрофлот" в узбекскую столицу будут выполняться с 17 декабря на самолетах Boeing 737-800 три раза в неделю.
Полеты в Самарканд будут выполняться авиакомпанией "Россия" (входит в группу "Аэрофлот") с 16 декабря на самолетах Airbus A319 также трижды в неделю.
Новые рейсы дополнят маршрутную сеть группы "Аэрофлот" в города Узбекистана, которая уже включает полеты из Москвы в Ташкент, Ургенч, Бухару и Самарканд, а также рейсы из Красноярска в Ташкент.
Бюджетная авиакомпания Air Arabia Abu Dhabi (код IATA: 3L) увеличила частоту выполнения регулярных полетов по маршруту Абу-Даби (AUH) — Москва (Домодедово; DME) до ежедневных.
"Я поддерживаю увеличение числа рейсов между городами двух стран. Это отражает стратегические отношения между ОАЭ и Российской Федерацией, — сказал д-р Мохаммад Ахмад аль-Джабер, посол ОАЭ в РФ. — За последние два года посольство приложило большие усилия для увеличения рейсов не только национальных перевозчиков, но и российских, в результате общее количество прямых рейсов между двумя странами достигло около 232 в неделю".
В настоящее время пять зарубежных перевозчиков выполняют рейсы из ОАЭ в Россию: лоукостер Air Arabia летает из Шарджи в Москву, Emirates из Дубая в Москву и Санкт-Петербург. Etihad Airways предлагает рейсы Абу-Даби—Москва, а flydubai обслуживает целых восемь направлений по России из Дубая.
Wizz Air Abu Dhabi, "дочка" венгерской бюджетной авиакомпании Wizz Air (являющаяся СП с суверенным Фондом благосостояния Абу-Даби ADQ), летом заявила о планах возобновления рейсов из Абу-Даби в Москву, но из-за призывов бойкотировать авиакомпанию, появившихся на Западе, отказалась от этих планов. Именно на ее место пришла Air Arabia Abu Dhabi — совместное предприятие Etihad Airways (принадлежит эмирату Абу-Даби) и дискаунтера Air Arabia (базируется в Шардже).
Фото: аэропорт Домодедово.
Входящая в группу "Аэрофлот" бюджетная авиакомпания "Победа" возобновила полеты в дальнее зарубежье — в Турцию из Москвы. Рейсы в Стамбул, Аланию и Анталью будут выполняться из московского аэропорта Внуково.
Ежедневные полеты в стамбульский аэропорт им. Сабихи Гёкчен начались сегодня, 1 декабря. Рейсы во второй аэропорт этого города — Стамбул стартуют 21 декабря и также будут ежедневными.
Рейсы в курортную Анталью будут выполняться четыре раза в неделю с 23 декабря. Полеты в Аланию (аэропорт Газипаша) запланированы с 24 декабря с частотой три раза в неделю.
"Победа" была вынуждена приостановить выполнение всех международных рейсов из-за антироссийских санкций в марте. Возобновление полетов на МВЛ произошло в день восьмилетия авиакомпании. Своим появлением "Победа" обязана именно санкциям, которые остановили ее предшественника — "Добролёт". Первый коммерческий полет "Победы" был выполнен 1 декабря 2014 года.
Режим так называемого временного ограничения полетов в 11 аэропортов, находящихся на юге и в центральной части России, продлен до 9 декабря 2022 года, сообщила Росавиация.
С конца февраля запрещены полеты гражданских воздушных судов в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.