АТО-телеграф за 10/2022
В наступившую осенне-зимнюю навигацию (действует до 25 марта 2023 года) авиакомпания Smartavia (код IATA: 5N) будет выполнять регулярные рейсы по 40 направлениям. Наибольшее количество маршрутов (15) российский смарт-лоукостер будет выполнять из аэропорта Пулково (Санкт-Петербург); по 11 маршрутам будет летать из московского Шереметьево и еще по 10 — минуя крупные хабы.
В течение действия зимнего расписания из аэропорта Пулково будут выполняться рейсы в Калининград, Казань, Самару, Екатеринбург, Волгоград, Челябинск, Новосибирск, Тюмень и Уфу. Из Шереметьево — в Калининград, Самару, Казань, Улан-Удэ, Махачкалу, Новосибирск и Екатеринбург.
Из Архангельска (где авиаперевозчик зарегистрирован) будут выполняться регулярные рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Нарьян-Мар. На новогодние праздники в расписание включены прямые рейсы в Калининград и Сочи (до 25 марта 2023 года). Из Мурманска будут выполняться рейсы в Санкт-Петербург, Москву и Сочи, а из Сыктывкара — в Санкт-Петербург.
Предстоящей зимой Smartavia продолжит использовать аэропорт Сочи, куда самолеты авиакомпании будут выполнять регулярные полеты из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Казани, Екатеринбурга, Омска, Нижнего Новгорода и Уфы.
Алексей Исайкин, основатель авиакомпании "Волга-Днепр", и менеджмент компании закрыли анонсированную ранее сделку по приобретению. Таким образом, Исайкин полностью отошел от управления "Волга-Днепр", подчеркнула компания в специально разосланном сообщении.
О том, что Алексей Иванович Исайкин после 45 лет работы в авиационной индустрии принял решение выйти из состава акционеров, стало официально известно в августе, вскоре после того как он попал в санкционный список Великобритании. Его уход и утрата бизнеса грузовых авиаперевозчиков, составлявших группу “Волга-Днепр”: AirBridgeCargo (ABC), "Атран"; британской и немецкой "дочек" CargoLogic Air и CargoLogic Germany, — огромная потеря. До начала специальной военной операции РФ на Украине авиакомпании группы "Волга-Днепр" работали преимущественно на глобальном рынке, где она была заметным игроком и, по оценкам, имела годовую выручку, превышающую 200 млрд руб.
Авиакомпания NordStar внедрила новую форму оплаты — через систему быстрых платежей (СБП) — для оформления билетов и дополнительных услуг на сайте. Система быстрых платежей — это сервис Банка России, позволяющий физическим лицам производить оплату услуг в Интернете по ссылке или QR-коду. Оплата через СБП позволяет произвести оплату через удобный для пассажира банк, клиентом которого он является, без ввода дополнительных данных.
Кроме того, с 26 октября авиакомпания расширила список позиций спортивного снаряжения для перевозки на регулярных рейсах. К сноубордам, горнолыжному и хоккейному снаряжению, уже разрешенным к перевозке без дополнительной платы, теперь добавляется снаряжение для водных видов спорта (кайтборд, вейкборд, водные лыжи), велоспорта, сквоша и др. (если билет оформлен по тарифу "эконом легко", а также по тарифам бизнес-класса).
Согласно новым правилам перевозки общий вес комплекта спортивного снаряжения не должен превышать 23 кг для тарифов экономкласса и 30 кг для тарифов бизнес-класса, а также должен соответствовать габаритам до 203 см по сумме трех измерений.
Совладелец крупнейшей частной российской авиагруппы S7 Group Татьяна Филева покинула пост гендиректора компании, проработав на этой позиции один год вместо планировавшихся пяти. С конца прошлой недели гендиректором компании является Дмитрий Куделькин, занимавший с 2021 года позицию заместителя гендиректора S7 Group. В группу входят в том числе авиакомпания S7 Airlines ("Сибирь") и провайдер технического обслуживания S7 Technics.
Татьяна Филева как акционер продолжит принимать участие в решении стратегических вопросов холдинга, отметили в компании.
Авиационная администрация Казахстана (ААК) подписала меморандум о взаимопонимании с Международным советом аэропортов Airport Council International (ACI Europe и ACI World). Документ подписан 25 октября в рамках генеральной ассамблеи ACI Africa/World в Марракеше и будет охватывать предоставление ряда аэродромных услуг и поддержку аэропортов со стороны ACI под контролем авиарегулятора Республики Казахстан.
Airports Council International — организация, которая представляет коллективные интересы аэропортов по всему миру. Сотрудничество с ACI будет содействовать развитию аэродромов Казахстана, в том числе по таким направлениям, как "аккредитация по выбросам диоксида углерода в аэропортах, доступность охраны здоровья и безопасности, управление данными посредством установления политики и правил проведения оценок и аккредитаций", отметили в ААК.
Представители Европейской комиссии подтвердили, что на сегодняшний день у авиакомпаний Республики Казахстан отсутствуют угрозы по внесению в список безопасности полетов ЕС (EU Air Safety List) и по каким-либо ограничениям на полеты в Европу.
Об этом стало известно после технической встречи, проведенной казахстанской делегацией во главе с председателем Комитета гражданской авиации Талгатом Ластаевым при участии гендиректора Авиационной администрации Казахстана (ААК; англ. CAAKz) Каталина Раду и представителей ААК с представителями Европейской комиссии, Европейского агентства по безопасности авиаперевозок (EASA) и государств — членов ЕС в Брюсселе 20 октября 2022 года. Европейскую делегацию возглавлял заместитель руководителя отдела безопасности полетов Еврокомиссии Питер Соренсен.
Казахстанская сторона проинформировала о принятых мерах и реализуемых планах "корректирующих действий в части летной эксплуатации, летной годности, лицензирования авиаперсонала и стандартизации процессов ААК по улучшению уровня безопасности полетов" в стране. В том числе были презентованы ожидаемые изменения в действующее законодательство республики в части внедрения нового подхода финансирования ААК и дальнейшего постепенного перехода на европейскую модель регулирования отрасли гражданской авиации в Казахстане, реализация которого началась в 2019 году.
ОНПП "Технология" госкорпорации "Ростех" более чем в два раза нарастило производство полимерных, стеклопластиковых и алюминиевых силовых сотовых заполнителей, заявив, что "полностью закрывает потребности российской авиакосмической отрасли". Мощности предприятия позволяют производить в год до 600 куб. м конструкционных материалов, которые применяются в том числе при создании перспективных гражданских авиадвигателей ПД-8 и ПД-14 для импортозамещенных самолетов МС-21-310 и SSJ-New.
Выбор материала для сотовых заполнителей индивидуален для каждой конструкции и зависит от технического задания. Так, стеклопластиковые заполнители выдерживают температуру до 300оС, обладают высокой прочностью, радиопрозрачностью, стойкостью к воздействию агрессивной среды. Их применяют в производстве радиопрозрачных укрытий антенн радиолокационных станций, комплектующих для авиадвигателей.
"Для устойчивого развития авиации и космонавтики необходимы сотовые заполнители всех типов. Уход иностранных поставщиков создавал угрозу дефицита таких конструкционных материалов в России. Поэтому их импортозамещение и выпуск в достаточном количестве стали для нас приоритетной задачей. Чтобы решить эту проблему, на ОНПП "Технология" проведена модернизация и расширено производство. Сейчас его мощности позволяют выпускать до 600 куб. м конструкционных материалов в год — это в разы больше, чем производилось ранее", — сказал исполнительный директор Ростеха Олег Евтушенко.
Президент РФ Владимир Путин подписал указ об упразднении Ростуризма (Федерального агентства по туризму); его функции будут переданы Минэкономразвития.
Решение принято "в целях совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности, повышения эффективности развития туристской индустрии и оптимизации структуры" федеральных ведомств.
Курировать туризм в правительстве продолжит вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Росавиация сообщила о продлении режима временного ограничения полетов в 11 российских аэропортов, расположенных вблизи проведения специальной военной операции, до 28 октября. Гражданским воздушным судам запрещены полеты в аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Цены на авиабилеты по России снизились за месяц на 6%, а за рубеж — на 40%, подсчитал сервис путешествий Туту.ру. Средний чек за внутренний перелет с 21 по 30 сентября составлял примерно 10300 руб. туда-обратно, а на конец октября средний чек пока на 6% ниже — около 9700 руб. Средний чек за перелет в страны ближнего зарубежья сейчас ниже на 40%: было 40375 руб., стало 24100 руб.
Что касается популярных российских направлений, то средний чек за перелет по маршруту Москва—Сочи сократился на 7%, Санкт-Петербург—Сочи — на 18%. Авиапутешествие между Москвой и Санкт-Петербургом стало обходиться дешевле в среднем на 16%, а между Москвой и Махачкалой — на 21%. На 15% сократился средний чек за перелет по маршруту Москва—Казань.
Средние чеки за авиабилеты за рубеж также сокращаются. На 3% стали в среднем дешевле обходиться билеты в ОАЭ, на 6% — в Узбекистан. На 16–18% снизились средние чеки за авиабилеты в Таджикистан и Казахстан. Примерно на четверть в среднем стали доступнее перелеты в Киргизию, Турцию и Израиль; на треть сократились средние чеки за авиабилеты в Азербайджан и Беларусь. На 66% снизился средний чек за перелет в Армению.
Аналитики сервиса не предлагают объяснения причин сокращения тарифов, но можно предположить, что на них повлияли затухающая реакция на частичную мобилизацию в РФ (объявлена 21 сентября), рост конкуренции между авиаперевозчиками и завершение летнего (в том числе бархатного) сезона.
На это востребованное направление вышел третий перевозчик. Авиакомпания FlyOne Armenia (код IATA: 3F), армянская "дочка" молдавского лоукостера FlyOne, сегодня выполнила первый рейс между Екатеринбургом (Кольцово; SVX) и Ереваном (Звартноц; EVN).
Рейсы будут выполняться на самолетах Airbus A319 дважды в неделю. С приходом нового авиаперевозчика число недельных рейсов в столицу Армении увеличится до девяти. В настоящее время из Екатеринбурга в Ереван летают российские перевозчики "Уральские авиалинии" и Red Wings. По итогам девяти месяцев 2022 года они обслужили на направлении более 34 тыс. пасс.
Российские аэропорты продолжают внедрять отечественные программы лояльности для пассажиров, приходящие на смену международным Priority Pass и LoungeKey, прекратившим работу из-за санкций. В московском аэропорту Домодедово (DME) путешественникам стала доступна еще одна программа по оказанию услуг премиальных залов — Golden Key. Эта цифровая платформа российской разработки для доступа в бизнес-залы была запущена в 2021 году.
В Домодедово, где работают восемь бизнес-залов, которые располагаются в чистой зоне как внутренних, так и международных воздушных линий, уже предлагаются услуги программ ONPASS и Persona.aero.
Режим так называемого временного ограничения полетов в 11 аэропортов юга и центральной части РФ продлен до 22 октября, сообщила Росавиация.
На протяжении семи с половиной месяцев для гражданских самолетов остаются недоступными аэропорты Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
За 12 месяцев, с момента начала перевода всех московских рейсов из аэропорта Домодедово (DME) во Внуково (VKO), якутская авиакомпания "Алроса" перевезла из последнего более 140 тыс. пасс. За год сотрудничества с VKO перевозчик выполнил более 1 тыс. регулярных авиарейсов и свыше 150 чартерных на таких направлениях, как Новосибирск, Сочи, Минеральные Воды и другие.
Базовыми аэропортами авиакомпании являются Мирный (Якутия) и Внуково.
Московский аэропорт Внуково (код IATA: VKO) получил сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015. По итогам прохождения аудита сертификационным органом ООО ССУ "ДЭКУЭС" (российское представительство DQS Holding GmbH) принято положительное решение о выдаче авиапредприятию сертификатов на соответствие системы экологического менеджмента (СЭМ) Внуково требованиям международного стандарта ISO 14001:2015, а также ГОСТ Р ИСО 14001-2016. Сертификаты DQS признаются во всем мире, отметили во Внуково.
СЭМ — это ряд планируемых и скоординированных управленческих действий в организации, направленных на предупреждение отрицательного воздействия на состояние окружающей среды.
Наличие СЭМ способствует систематизации подходов к предотвращению и решению экологических проблем, снижению отрицательного воздействия на окружающую среду; снижению рисков возникновения аварийных ситуаций и масштабов последствий (в случае их возникновения); повышению конкурентоспособности; развитию международного сотрудничества, освоению новых рынков; улучшению имиджа организации и укреплению отношений с заинтересованными сторонами.
Для современного бизнеса наличие в организации сертифицированной СЭМ повышает ее значимость и авторитет, демонстрирует важность решения экологических проблем, а также дает преимущество при заключении контрактов с зарубежными партнерами, подчеркнули во Внуково.
Услуга нового поколения по медицинской транспортировке предлагается в московском аэропорту Домодедово (код IATA: DME). Транспортировка от аэропортовой медслужбы, работающей под брендом DMEMED, отличается от аналогичных услуг на рынке особенностью ее конфигурации, считают в воздушной гавани. "На мой взгляд, транспортировка должна охватывать весь маршрут следования пациента и соответствовать представлениям о современном качественном сервисе. Поэтому мы запустили первый этап большого проекта, и теперь пассажирам, нуждающимся в постоянной заботе медицинского персонала, доступна профессиональная медицинская транспортировка с поддержкой медслужбой аэропорта. Целевой аудиторией услуги являются не только маломобильные пассажиры, но и пред- и послеоперационные пациенты, и даже новорожденные младенцы. Мы находимся в начале развития полноценной транспортировки и будем непрерывно достраивать этот вид услуги", — сказал Сергей Махнев, главврач Домодедово.
Новый сервис доступен для путешественников, которые по той или иной причине не могут самостоятельно добраться в аэропорт или из него. Для вылетающих пассажиров медицинская транспортировка включает выезд медицинской бригады к месту нахождения пациента, транспортировку в сопровождении медицинского работника, прохождение всех предполетных процедур и посадку пациента на борт воздушного судна в сопровождении сотрудника аэропорта.
Для прибывших пассажиров услуга включает встречу и прохождение послеполетных процедур, осмотр пациента и транспортировку путешественника до места назначения. Наряду с предоставлением полной медицинской помощи, в медцентре аэропорта пассажирам доступна возможность размещения в палатах повышенной комфортности под наблюдением квалифицированных врачей.
С 19 октября авиакомпания FlyOne Armenia (код IATA: 3F), армянская "дочка" молдавского лоукостера FlyOne, начинает полеты по маршруту Ереван (Звартноц; EVN) — Екатеринбург (Кольцово; SVX).
Рейсы в Кольцово будут выполняться на самолетах Airbus A319 дважды в неделю. С приходом нового авиаперевозчика число недельных рейсов в столицу Армении увеличится до девяти. В настоящее время из Екатеринбурга в Ереван летают российские перевозчики "Уральские авиалинии" и Red Wings.
FlyOne Armenia, получившая армянский сертификат эксплуатанта в октябре 2021 года, начала обслуживать российский рынок в начале марта.
Новый национальный перевозчик Армении, лоукостер Fly Arna, 22 сентября дал старт массовым полетам в Россию (в Москву и Сочи).
С 17 октября авиакомпания S7 Airlines ("Сибирь") приступает к полетам из Москвы в Туркменистан. Прямые регулярные рейсы из Домодедово (DME) в Туркменбаши (KRW) будут выполняться раз в неделю. Авиабилеты поступили в продажу.
Ранее крупнейшая частная российская авиакомпания анонсировала запуск рейсов в Турцию (в Анталью (AYT) из Москвы (DME) и Новосибирска (OVB) и из Новосибирска в Стамбул (IST)), а также в Таиланд (из Иркутска (IKT) в Бангкок (BKK)).
В очередной раз на очередные шесть дней продлен режим "временного ограничения" полетов в российские аэропорты юга и центральной части России, сообщили в Росавиации.
До 16 октября запрещены полеты гражданских воздушных судов в 11 российских аэропортов: Анапа, Белгород, Брянск, Воронеж, Геленджик, Краснодар, Курск, Липецк, Ростов-на-Дону, Симферополь и Элиста.
Как и планировалось, "Аэрофлот" открыл продажу билетов в Минеральные Воды из Екатеринбурга, Уфы, Перми, Казани, Самары и Санкт-Петербурга. Начало полетов в рамках региональной программы в новый транспортный узел группы на Северном Кавказе — аэропорт Минеральные Воды (код IATA: MRV) — запланировано с 23 декабря 2022 года.
Рейсы намечается выполнять на самолетах Airbus A320 (8 кресел в бизнес-классе, 150 в "экономе") из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга — ежедневно, из Уфы, Перми, Казани и Самары — трижды в неделю.
В летнем сезоне этого года входящие в группу авиакомпании "Аэрофлот" и "Россия" рекордно увеличили количество рейсов в Минеральные Воды — суммарно до 15 в день.
Российская авиакомпания NordStar (код IATA: Y7) сегодня, 5 октября, приступила к выполнению полетов по новому прямому направлению Абакан (ABA) — Сочи (AER). Полеты будут осуществляться дважды в неделю на самолете Boeing 737-800.
Ранее прямого авиасообщения между столицей Хакасии и курортной частью РФ никогда не было.
Рейсы по маршруту Абакан—Сочи выполняются в рамках программы субсидирования региональных авиаперевозок согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 № 1242. Открытие данного рейса стало возможным благодаря поддержке и софинансированию рейсов со стороны Республики Хакасия и Краснодарского края.
Авиационные власти Казахстана и Саудовской Аравии подписали протокол, в соответствии с которым количество регулярных пассажирских авиарейсов между двумя государствами увеличено более чем в 3 раза — с четырех до четырнадцати в неделю.
С казахстанской стороны в период осенне-зимней навигации 2022–2023 годов флагманская авиакомпания Air Astana и ее бюджетное подразделение FlyArystan планируют начать выполнение регулярных рейсов по маршрутам Алма-Ата—Медина и Актау—Медина с частотой 2 рейса в неделю. Кроме того, с октября частная казахстанская компания SCAT планирует возобновление рейсов Алма-Ата—Джидда с частотой 2 рейса в неделю.
В свою очередь, саудовский низкобюджетный перевозчик Fly Nas планирует открыть регулярные рейсы по маршруту Джидда—Алма-Ата.
Переговоры по вопросам прямого авиасообщения между странами были проведены на полях 41-й сессии Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO), которая проходит в канадском Монреале с 27 сентября по 7 октября 2022 года.
Крупнейшая частная российская авиакомпания S7 Airlines ("Сибирь") запускает рейсы из Иркутска (IKT) в Бангкок (BKK). Первый рейс в столицу Таиланда отправится 2 ноября, и по 11 декабря они будут выполняться пять раз в неделю. С 12 декабря и до конца зимнего сезона полеты будут осуществляться ежедневно.
Перевозчик приглашает пассажиров из Москвы, Санкт-Петербурга и еще десяти городов России отправиться в Таиланд с пересадкой в Иркутске.
Авиационные власти Казахстана и Мальдивской Республики подписали соглашение, создающее правовую базу для выполнения регулярных рейсов между странами. Ранее из-за ее отсутствия авиасообщение осуществлялось исключительно на чартерной основе.
Договоренность, достигнутая в рамках проходящей 41-й сессии Ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO), предусматривает возможность выполнения семи регулярных рейсов в неделю для каждой стороны.